Аркадий Райкин ревновал любимую к Брежневу

Неизвестные факты из биографии великого актера.

В работе артист не жалел ни себя, ни других. Драматург Виктор Ардов даже написал в ноябре 1956 года жене Райкина письмо: «Физически то, что делает Аркадий, - медленное самоубийство». Фото: Мирослав МУРАЗОВ/РИА Новости

 

24 октября исполнилось 105 лет со дня рождения Аркадия Райкина. К этой дате вышла книга писателя Федора Раззакова "Аркадий Райкин. Смехоностальгия". С разрешения автора публикуем фрагменты из нее.

Поседел в 26 лет

Аркадий Райкин родился в 1911 году в Риге, в семье портового рабочего и акушерки. Отец хотел, чтобы сын получил серьезную профессию, которая могла бы обеспечить ему безбедное существование. В перечень этих профессий входила... игра на скрипке, поскольку скрипачи часто приглашались на свадьбы, дни рождения, похороны и другие мероприятия, которые необходимы людям при всех общественных строях. Но Аркадий поступил в Ленинградский театральный институт (в 1922 году семья переехала в Петроград). Поступил вопреки воле отца, который был категорически против того, чтобы его сын стал артистом. 

Руфь Марковна страдала от романов мужа, но не представляла своей жизни без него. Фото: Анатолий ГАРАНИН/РИА Новости

На последнем курсе в 1934 году Райкин женился на 19-летней Руфи (Роме) Иоффе. 

"Еще мальчиком, занимаясь в самодеятельности, я был приглашен выступать в соседней школе, - вспоминал Райкин. - Ясно помню, что обратил внимание на девочку в красном берете. Через несколько месяцев я встретил ее на улице, она была очень хороша собой, мимо такой девушки не пройдешь... Тем не менее, я прошел, стесняясь заговорить с незнакомкой на улице. Прошло несколько лет, я стал студентом. На последнем курсе я как-то пришел в столовую и встал в очередь. Обернувшись, увидел, что за мной стоит она. Она заговорила первая и пригласила в кино. Когда мы вечером заняли свои места и погас свет, я тут же сказал ей: "Выходите за меня замуж". Та ответила очень просто: "Я подумаю". Через несколько дней она сообщила, что согласна".

Аркадий Райкин закончил институт и был распределен в труппу Ленинградского театра рабочей молодежи. А летом 1937 года пришлось на время забыть о театре: его сразил приступ ревматизма в сочетании с заболеванием сердца. Врачи в больнице предрекали самый тяжелый исход. Если выживет, ему суждено стать инвалидом и навсегда оставить театр. Видимо, думал об этом и сам Райкин, который во время своего нахождения в клинике... поседел.

Райкин-старший надеялся, что когда-нибудь сын Костя возглавит его театр. Так и вышло. Фото: Игорь Уткин/РИА Новости

Секрет "авоськи"

15 апреля 1938 года в семье Райкина родилась дочь Катя. Как вспоминал потом сам артист, после рождения дочери он надеялся, что отношение тестя и тещи к нему изменится, что они перестанут его воспитывать и одергивать. Но этого не произошло. Нервы Райкина не выдержали: вместе с маленькой дочкой он сбежал к своим родителям, на Рубинштейна, 23. Следом за ним ушла из дома и жена Рома. И, хотя в свое время родители Аркадия не приняли увлечения сына театром (отец даже хлестал его ремнем и орал: "Еврею быть клоуном - никогда!") и его ранней женитьбы, тем не менее, встретили супругов радушно. Их сердца растопила прелестная внучка.

Осенью 1939 года Райкина зачислили в штат только что созданного в Ленинграде Театра эстрады. Среди райкинских миниатюр одна была сатирическая - "Авоська". Речь в ней шла о том, как некий гражданин выходил из дома за продуктами и брал с собой две сумки-сетки, которые он называл "авоськой" и "напраской". Названия были подобраны не случайно: "авоськой" называлась сетка для необходимых вещей ("авось что-нибудь куплю"), а "напраска" - для вещей ненужных, купленных вместо тех, которые были нужны, но в продаже не оказавшихся ("напрасные вещи"). Название "авоська" ушло в народ - так стали называть сумки-сетки для продуктов.

Галантный Леонид Ильич

В июне 1941 года Театр эстрады поехал с концертами в Днепропетровск. Открытие гастролей было назначено на воскресенье, 22 июня. А в субботу в местном обкоме был устроен банкет в честь столичных артистов. Одним из участников был Леонид Брежнев - в ту пору секретарь Днепропетровского обкома. На банкете Брежнев решил приударить за женой Райкина Ромой: подливал ей в бокал вина, рассказывал анекдоты, приглашал танцевать. Райкин вынужден был все это терпеть, хотя в душе клокотал от негодования. Этот гнев выплеснул в гостинице: артист начал кричать на жену и даже влепил ей пощечину. К счастью, ревнивый муж быстро остыл, а на следующий день конфликт забылся, поскольку в 12.00 по радио объявили, что Германия напала на Советский Союз. Артистам пришлось срочно возвращаться.

Молодой Брежнев ухаживал за Руфью на глазах у мужа. Фото: TASS

Пока Райкины колесили по фронтам с концертами, их дочь Катя жила в Ташкенте с кем-то из взрослых. В конце 1944 года наш герой со своим театром окончательно вернулся в Ленинград. А к концу войны семейство Райкиных переехало из коммуналки в отдельное жилье: три комнаты в квартире на Греческом проспекте заняли Райкин с женой и дочерью, а этажом ниже поселились его мать, сестры и брат.

В 1942 году Аркадий Райкин стал не только ведущим актером Театра эстрады, но и его художественным руководителем - на его спектаклях, собственно, и держался весь репертуар коллектива. Однако штат Театра эстрады был настолько велик, что тянуть его на себе в материальном плане актеру оказалось не под силу. И он, забрав с собой ту часть актеров, которая работала с ним, добился, чтобы его отпустили в "свободное плавание".

Поскольку театр Райкина был хозрасчетной организацией, часть прибыли он мог оставлять себе. Райкин получал несколько зарплат: как актер, режиссер, соавтор миниатюр, а также ему "набегал" процент от сбора (общая сумма гонорара актера равнялась нескольким тысячам рублей в месяц). Никто из актеров райкинского театра на это не роптал, поскольку всем было понятно: Главному Художнику положено иметь такие гонорары.

Романы на стороне

24 октября 1949 года Райкину исполнилось 38 лет. А в следующем месяце его 34-летняя жена Руфь Марковна внезапно сообщила ему, что беременна. Дочке Райкиных Кате было уже 11 лет. В самый разгар беременности случилось событие, которое едва не привело к трагедии - убийству еще не родившегося ребенка.

Дело в том, что Аркадия Райкина, как и всякую знаменитость, преследовали женщины. Перед некоторыми из них актер не мог устоять, и тогда случались адюльтеры. Один из таких романов произошел как раз перед рождением сына, и Руфь Марковна об этом узнала. Тогда она решила прервать беременность. Но, к счастью, прежде чем пойти к врачу, рассказала о своем намерении подругам, и те убедили ее отказаться от этого шага.

О романе сатирика много лет спустя поведает его дочь Екатерина:

"У родителей был замечательный брак, но бабы буквально липли к отцу. Если он уезжал на гастроли без мамы, дамочки не давали ему прохода. Романы, конечно, у Аркадия Исааковича были, но мама его обожала и не представляла своей жизни без него. Мудрая женщина, она, например, простила отцу отношения с одной актрисой Театра Вахтангова (судя по всему, это была Антонина Гунченко. - Авт.). Причем эта история продолжалась и тогда, когда мама носила под сердцем Костика. Любовница отца была очень красивой и ставила перед собой единственную задачу - "схватить" папу. Мама очень страдала, ей же все доносили..."

8 июля 1950 года Райкин еще раз стал отцом - у него родился сын Костя.

Первый муж Екатерины Райкиной Михаил Державин не выдержал тяжести измены... Фото: РИА Новости

Невзлюбил зятя Юрия Яковлева за тягу к бутылке

Костя Райкин с малых лет рос чрезвычайно активным мальчишкой. Видя такую подвижность, родители отдали его в спортивную школу - в секцию гимнастики. Так как родители Константина часто бывали на гастролях, сына и дочь воспитывала нянечка - малограмотная татарка. Как рассказывал позднее Константин Райкин:

"Я очень переживал, когда моя няня, жутко невежественная женщина, принималась кричать в общественном месте: "Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!" Мне казалось, что я обкакаюсь от стыда. Я физически не мог пользоваться именем отца..."

... А второй супруг Юрий Яковлев ушел... Фото: Г. Вайль/TASS

Как и положено сыну знаменитых артистов, Константин не остался равнодушным к театру. Дочь Екатерина тоже пошла по стопам родителей. Она поступила в Щукинское театральное училище и там встретила своего первого мужа - однокурсника Михаила Державина. Его отношения с именитым тестем складывались прекрасно. Когда однажды Михаилу потребовался костюм для выступления в концерте, Аркадий Исаакович отдал один из своих. Выступление прошло прекрасно, и Державин похвастался перед тестем. Тот ответил: "Миша, даже если бы ты молча стоял на сцене, все равно был бы успех. Ведь ты выступал в моем костюме!"

Однако брак Райкиной и Державина оказался некрепким. На горизонте Кати нарисовался новый мужчина. Это был уже ставший популярным (после фильма 1958 года "Идиот") актер ее же театра Юрий Яковлев. Начался тайный роман, который привел к беременности девушки. На тот момент она все еще была замужем за Михаилом Державиным. В это же время ждала ребенка и... законная жена Яковлева. Узнав об измене мужа, она подала на развод. Райкина тоже развелась с Державиным.

Появление Яковлева в доме Райкиных было встречено отнюдь не с восторгом. Великий сатирик рвал и метал, когда узнал, от кого его дочь забеременела. В его представлении мужчина, который одновременно живет с двумя женщинами, никакого доверия не заслуживает. Но Екатерина мнение отца проигнорировала.

Бывшая жена Яковлева Кира родила на свет их общую дочь - Алену (2 июня 1961 года). А в ноябре того же года на свет появился второй ребенок Яковлева - сын Алексей от Екатерины Райкиной. Так Райкины стали дедушкой и бабушкой.

Но у Екатерины в браке было не все ладно: муж тогда сильно поддавал. Сам Яковлев признавался:

"Аркадию Исааковичу не нравилось, как я снимал профессиональный стресс. Я доставал бутылочку, наливал в чай коньячку и тут же приходил в норму. Иногда я выпивал чуть больше..."

Позже Яковлев ушел от Екатерины, оставив ее с маленьким сыном на руках. После этого Райкин вычеркнул бывшего зятя из своей жизни.

... оставив ее с маленьким ребенком на руках. Фото: Валентин МАСТЮКОВ/ТАСС

Бриллианты в гробу

На протяжении долгих лет Райкин был как бельмо на глазу у той части парт-, гос- и хозноменклатуры, которую принято называть вороватой. За шесть лет брежневского правления она уже утратила последние остатки страха и могла вести себя так, как ей заблагорассудится. Другое дело, что в то же время она понимала: Райкин системе нужен как тот клапан, который помогает периодически выпускать пар из котла. То есть цели "задушить" артиста никогда перед номенклатурой не стояло - пришлось бы искать нового Главного Художника, а где его было взять? Поэтому было решено Райкина просто немного приструнить.

В Ленинграде ему создали такие условия, что он в 1970 году захотел перебраться в Москву, где ему несколько лет назад столичные власти выделили прекрасную квартиру (у актера было сразу две прописки: ленинградская и московская, что дозволялось не всякому). 

Первые представления райкинцев в Москве прошли при полных аншлагах. На одном из них в числе зрителей оказался и секретарь Волгоградского обкома партии. Возмущенный услышанным и увиденным, он написал в ЦК КПСС докладную. Спустя неделю Райкина вызвали на Старую площадь, где глава Отдела культуры ЦК КПСС Василий Шауро так стал отчитывать артиста, что у того случился инфаркт. Прямо из кабинета большого начальника сатирика отправили в Центральную клиническую больницу.

Свое 59-летие Райкин встретил с невеселыми думами. А тут еще ему сообщили, что Москва и Ленинград для гастролей его коллектива временно закрыты. Местом для концертов определили Петрозаводск. 

Тогда же в общество был запущен и слух о бриллиантах Райкина. Утверждалось, что артист был пойман с поличным на таможне, когда пытался вывезти фамильные бриллианты в Израиль, причем спрятал их... в гроб, где покоилась его мать (которую он якобы хотел перезахоронить в Тель-Авиве).

Слух этот, хоть и был сделан топорно, лег на благодатную почву, поскольку разговоры о богатстве Райкиных давно будоражили умы рядовых граждан. 

"Помню, пришел в октябре 71-го в знакомую квартиру на Кировском проспекте и сразу почувствовал - беда! - вспоминал писатель Лев Сидоровский. - В глазах Аркадия Исааковича стояли слезы. Он рассказал, что в последнее время стал получать из зрительного зала мерзкие записки - про какие-то бриллианты, которые он якобы переправляет в Израиль. Складывалось ощущение, что кто-то, невидимый и могущественный (не знаю уж, в Смольном или в местном отделении КГБ?), командует этими авторами".

В 1982 году Райкин все же переехал в Москву, о чем специально попросил Брежнева. Услышав его просьбу, генсек удивился: "Так в чем же дело - переезжай!" Чета Райкиных перебралась в ту самую пятикомнатную квартиру на углу улицы Горького, которую они получили в свое распоряжение еще в 60-х. В том же 1982 году переехал в Москву и театр Аркадия Райкина. В апреле 1987 года он получил имя "Сатирикон". Спустя восемь месяцев Аркадий Исаакович умер. Руководителем "Сатирикона" после смерти артиста стал его сын.

А БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ

Помог незнакомому мальчику

Премьера фильма "Волшебная сила" прошла 1 января 1970 года. Спустя какое-то время Райкин получил письмо от 9-летнего мальчика из города Уральска. Тот писал, что "видел по телевизору, как вы помогали своей учительнице", и решил обратиться к артисту за помощью. (В одной из трех новелл фильма бывший ученик, которого сыграл Райкин, используя свой актерский талант, помог своей старой учительнице усмирить наглых соседей по коммунальной квартире. - Ред.)

"Мама не может играть со мной и младшим братишкой, потому что очень устает, у нее болит сердце, - писал мальчик. - Нет ли у вас знакомого врача? Моя мама ничего о письме не знает..."

В итоге Райкин действительно нашел такого врача - профессора Сыркина, который лечил его самого от болезни сердца. Женщина с мужем приехали в Ленинград и остановились у Райкина. Позже мальчик прислал письмо: "Мама здорова, работает, спасибо..." 

ЧУЖОЙ КАРМАН

Был рублевым миллионером 

Среди официальных биографов артиста принято занижать его благосостояние, дабы выдать его этаким бессребреником. Но разберем все по порядку. 

Райкины жили в Ленинграде в отдельной просторной квартире на Кировском проспекте. Кроме этого, у них был собственный отдельный номер 1212 в гостинице "Москва" в столице, где они иной раз жили от 4 до 6 месяцев в году. Причем - бесплатно.

Машина у Райкина была всегда: сначала служебная, а потом и личная - "Волга ГАЗ-21" (цена - 5500 рублей).

Концертная ставка у Райкина была одной из самых высоких среди артистов эстрады - 40 рублей. И к 20 спектаклям в месяц следует добавить разного рода побочные выступления, которых в месяц могло набежать около десятка. И там ему платили не официальные 40 рублей, а значительно выше - от 200 до 500 рублей, поскольку Райкин относился к мегазвездам советской эстрады.

Кроме этого, Райкин получал еще и официальную ежемесячную зарплату как художественный руководитель Театра миниатюр (с 1942 года), а это 250 рублей. Прибавим сюда и доплаты за звание - ведь Райкин был сначала заслуженным артистом РСФСР, потом - народным РСФСР, народным СССР (каждое звание давало право получать доплату от 25 до 150 рублей).

Райкинский Театр миниатюр с 1943 года был хозрасчетным учреждением, поэтому часть прибыли имел право оставлять себе. А это весьма немалые деньги, учитывая, что не было в Ленинграде прибыльнее театра, чем райкинский. Думаю, вряд ли он обижал самого себя.

На основе этого можно с уверенностью сказать, что Райкин был рублевым миллионером (имеются в виду деньги, которые лежали на его сберкнижке).