Дэн Браун ошибся: чума из "Инферно" уже существует!

Профессор Лэнгдон, герой Тома Хэнкса, весь фильм пытается обезвредить смертельную заразу, придуманную, чтобы спасти планету от слишком большого числа жителей.

Кадр из фильма «Инферно». Фото: Кадр из фильма

Насколько реально мрачное будущее, которое рисуют автор романа и кинематографисты?

В романе Дэна Брауна "Инферно" - а следом и в экранизации - высказаны опасения, что скоро численность населения перепрыгнет за критический уровень. Приводятся выкладки: в начале XIX века на земле жил миллиард человек, в начале ХХ - два, а сейчас, в начале XXI, - семь с лишним. И число людей продолжает расти в пугающей прогрессии. Но Браун не один разводит панику: по прогнозам режиссера Джеймса Кэмерона, к XXII веку, когда разворачивается действие "Аватара", население земли вырастет до 25 миллиардов, и мир окончательно перестанет быть уютным. Один из персонажей "Инферно", вирусолог и миллиардер, не готов с этим мириться. Он создает вирус, который сократит население земли в два раза: на планете останется четыре миллиарда человек. И весь фильм главные герои бегают, пытаясь отыскать этот вирус. Но, может, и не стоит его обезвреживать? О том, насколько реальны опасения, мы поговорили с председателем Наблюдательного совета Института демографии Юрием Крупновым.

А РАЗВИТЫЙ МИР, ПО СУТИ, УЖЕ ВЫМИРАЕТ

- Проблемы перенаселения нет! - утверждает демограф Юрий Крупнов. - Сейчас на земле проблема обратная: вымирание человечества. В конце XVIII столетия, незадолго до того, как население земли достигло одного миллиарда, англичанин Томас Мальтус всех пугал наступающим страшным перенаселением: по его подсчетам, население планеты должно было чудовищно вырасти, так, что люди просто начали бы умирать с голоду. Но к середине 1960-х население составляло около 3 миллиардов, сейчас - около 7,4 миллиарда, то есть выросло со времен Мальтуса почти в 10 раз, и мы все еще находим для себя более чем достаточно пропитания. При этом реальный рост населения заканчивается. Даже по самым тревожным прогнозам, число людей на земле к концу столетия достигнет максимум 11 - 12 милиардов - а после этого начнет уменьшаться. И чтоб вы понимали: эти 12 миллиардов преспокойно могут разместиться на территории пары крупных таких американских штатов, как Техас. И они будут жить там комфортно. Кстати, знаете, что американцы выбрасывают половину еды, которую покупают? И что этой еды, выброшенной только гражданами одной страны, хватило бы, чтобы накормить всех голодающих в нашем мире?

Сегодня надо говорить, даже кричать совсем о другом: об уменьшении рождаемости. По одним подсчетам, оно начнется в XXII веке, а по другим, на мой взгляд, более выверенным, уже в нашем, XXI. У Дэна Брауна довольно убогие представления о демографии: чума, о которой идет речь в "Инферно", уже существует! И она заключается в культурных установках человечества: даже на самых далеких и забытых территориях Африки и Южной Азии количество детей на одну женщину снижается. А развитый мир, по сути, уже вымирает. 

- Но бытует точка зрения, что активно развиваются в этом смысле арабские страны.

- Нет. Чтобы на планете просто поддерживалось определенное количество населения, у каждой женщины должно быть минимум двое детей: один ребенок как бы заменит на земле ее саму, второй - ее мужа. Причем, поскольку существует такая вещь, как детская смертность, нужно, чтобы в среднем у каждой женщины было больше двух детей - тогда гарантировано простое воспроизводство населения. А в арабских странах или Иране коэффициент - два ребенка на женщину, то есть уже ниже нормы! В Украине, России, Японии или той самой Италии, где разворачивается действие "Инферно", вообще обсуждать проблему перенаселения могут только сумасшедшие: мы входим в число катастрофически вымирающих стран.  

КАК ПОЛИТИКА "ОДНА СЕМЬЯ - ОДИН РЕБЕНОК" НАЧАЛА ВРЕДИТЬ КИТАЙЦАМ

- Но считается, что бедные люди, как правило, достаточно активно размножаются - в частности, потому, что не пользуются контрацептивами. А бедных людей становится все больше. Стало быть, будет увеличиваться и рождаемость?..

- Вы сейчас прекрасно проиллюстрировали одну из задач, которые решает миф о перенаселении. Это прежде всего борьба с бедными. Не с бедностью, а с бедными! По большому счету, те, кто организует всемирное неравенство, заинтересованы в том, чтобы было меньше едоков. Скажем, в 1974-м появился так называемый меморандум Киссинджера, подготовленный Национальным советом безопасности США. Там написано, что ресурсов на земле мало, а население растет. Оно все эти ресурсы будет поглощать, и Америке ничего не достанется. Дальше следуют мероприятия, в том числе фактические, по программам стерилизации населения в Индии, Перу и других бедных странах. 

Даже в коммунистическом Китае политика "одна семья - один ребенок" финансировалась в основном международными организациями, в том числе американскими! К слову, в прошлом году китайцы дали отбой этой политике: из-за нее началось не только снижение численности населения Китая, но и, как следствие, замедление роста экономики. Крупнейшие экономисты и демографы бьют тревогу именно из-за того, что в мире становится мало молодежи.

Бедность - это результат определенных социально-экономических условий, никак не связанных с рождаемостью. 

Да и в конце концов можно привести множество случаев, когда гении рождались в нищих семьях, или были пятнадцатым-шестнадцатым ребенком, или появлялись на свет недоношенными - врачи их вытаскивали, а потом оказывалось, что вытащили они гениального композитора или ученого... А ведь вполне могли бы отказаться лечить, чтобы "нищету не плодить"! В этом смысле разговоры о перенаселении ведут нас по очень опасному, именно что инфернальному пути. Конечно, Браун в своей книге активно использует "Ад" Данте. Но Данте думал о преображении человечества, его задача была гуманистической, он руководствовался христианскими мотивами. А рассуждения о том, что численность людей на земле неплохо бы урезать до четырех миллиардов, - это уже "Инферно" в чистом виде... 

КСТАТИ

Владимир Никифоров. Фото: Александр БУНДИН

Ни один вирус не сможет убить всех

Владимир Никифоров, заведующий кафедрой инфекционных болезней Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова: 

- Любая инфекция достаточно логична в своем поведении. Не ра­зумна, но логична. И она не заинтересована в горе трупов - для нее самой это будет катастрофа. Вывести жуткий возбудитель болезней вы теоретически можете, это достаточно несложно, но, оказавшись в окружающей среде, он моментально поймет, что пилит сук, на котором сидит. Любая инфекция  по своей природе паразит, она живет в больном, но непременно живом организме, она не может существовать в мертвеце; поэтому любой возбудитель довольно быстро перестроится и перестанет убивать людей направо и налево. Вот так и получилось, что человечество всю свою историю живет рядом с инфекциями, но никогда эти инфекции не выкашивали его под корень. 

Но, конечно, люди очень любят страшилки. Помните, когда появился СПИД, кричали в истерике: все, мы сейчас умрем! А еще были то свиной, то куриный грипп, то атипичная китайская пневмония, то легионеллез, то Эбола... 

Как видите, мы все еще живы.