Почему об этом человеке так много говорят?
Как бы ни относились люди по эту и ту сторону блокпостов к личности "Моторолы", необходимо признать - в вооруженном противостоянии он был одной из узнаваемых фигур. Павлов воевал в Донбассе с первого дня конфликта, появившись под Славянском еще весной 2014 года вместе с группой Гиркина (Стрелкова). Именно здесь он впервые попал на страницы СМИ. В первую очередь иностранных. Отсюда и одна из версий происхождения его позывного "Моторола". Якобы закрепив старенький телефон на каске, он снимал видео с передовой, а потом передавал его репортерам.
Ни одна точка напряженности не обходилась без участия его подразделений. Славянск, Углегорск, донецкий аэропорт, Дебальцево. Павлов любил видеть себя в массмедиа, не упуская любой возможности "засветиться в телевизоре". В итоге на неподконтрольных территориях его стали считать едва ли не "национальным героем". Впрочем, психологи считают, что в этом нет ничего удивительного.
- Сама по себе человеческая природа конфликтна и агрессивна. А сегодня особенно в зоне АТО для этого созданы практически тепличные условия. Яркие и мощные образы притягивают к себе. Тем более в этом случае, когда со всех сторон говорят - он герой. К тому же такие персонажи, как "Моторола", берут искренностью и внешней открытостью. Даже его внешность, которую многие считают отталкивающей, работала на него: простой, свой, рубаха-парень, - считает психолог Анна Воронова.
Кто мог организовать покушение?
Сразу после взрыва обсуждалось несколько версий: работа украинской ДРГ, внутренние противоречия в "ДНР", личная месть, случайный взрыв. Эксперты сходятся во мнении, что наиболее вероятны все же первые две. Ювелирная работа киллеров показала - это дело рук профессионалов. В Донецке не сомневаются - ликвидация "Моторолы" дело рук украинских спецслужб. Павлов - негативный раздражитель, и его смерть - большой плюс для любого подразделения, которое смогло бы провести эту операцию. Но есть и сомневающиеся в том, что это дело рук украинской ДРГ.
- Время "Че Гевар" на территориях "ОРДО/ОРЛО" уже прошло. Такие люди были нужны в начале протестных движений, сейчас же как в Донецке, так и в Луганске пытаются перестроить систему управления и контроля над ситуацией, - считает военный эксперт, кандидат исторических наук Геннадий Титаренко. - Посмотрите на схожих с Павловым командиров. Беднов, Мозговой, Дремов - все физически уничтожены. Другие - Болотов, Безлер, Гиркин (Стрелков) - сбежали. История знает множество подобных примеров, и ее опыт показывает, что на этом период резонансных убийств не закончится.
Как отреагируют "в верхах"
В эмоциональных высказываниях руководителя "ДНР" Александра Захарченко, кроме привычных угроз в адрес киевской власти (которые в столице Украины давно никого не пугают), прозвучали и тревожные нотки. Он объявил "вне закона" не только всех офицеров ВСУ, но также и членов их семей. Сразу же поползли слухи о грядущих зачистках и репрессиях в отношении инакомыслящих. Впрочем, пока этого не произошло, и после похорон "Моторолы" напряжение в общественных настроениях пошло на убыль. Другое дело - возможные последствия во "внешних" действиях нынешних донецких руководителей.
- За линией разграничения этот взрыв спровоцировал некое обострение. Вновь активизировались люди, которые хотят военного разрешения конфликта, и с ними тяжело договориться. Смогут тамошние руководители с ними справиться и удастся ли сохранить спокойствие внутри неподконтрольных территорий? В этом есть большие сомнения, - считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
А вот на ход выполнения Минских соглашений, равно как и международных переговоров по ситуации в Донбассе, гибель "Моторолы" скорее всего не повлияет. Эксперты и специалисты заявляют об этом в один голос.
- Я практически уверен, что на межгосударственном уровне тему "Моторолы" даже поднимать не станут. По одной простой причине: "Моторола" является преступником международного уровня, который лично сознался в том, что расстреливал пленных. И это было зафиксировано. Не думаю, что кто-то из официальных лиц рискнет даже упоминать об этой персоне, - говорит экс-нардеп, политолог Тарас Чорновил.