Говорит бывший полковник службы безопасности ДРА, герой Афганистана, а ныне торговец на киевском рынке Абдул Гафу.
После ухода советской армии прокоммунистическое правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) продержалось недолго. Тысячи деятелей старого режима были вынуждены бежать от исламистов за границу. Многие из них оказались в Украине. Корреспондент «КП» решил встретиться с ними, чтобы узнать, как они живут сегодня.
Цвет нации за прилавком
На киевском Троещинском рынке любой продавец подскажет, как найти афганцев. Если вы уже миновали центральные ворота, следуйте прямо и поворачивайте налево. Вот торговые павильоны, где можно приобрести всяческую полезную в хозяйстве мелочь.
За прилавками - бывшие офицеры, высокопоставленные чиновники, ученые, врачи и политики. Когда-то - цвет нации и вершители судеб простого народа, а нынче базарные торговцы. Ничего другого им не остается. На приличную работу беженцев в нашей стране не берут. Рядом с родителями торгуют сыновья.
- Вам не нужны прищепки для белья? - улыбается мне симпатичный темноглазый парнишка. - А зонтик? Посмотрите на небо, тучи надвигаются!
По-русски он говорит без акцента. Впрочем, как и большинство выросших в Украине детей беженцев. Когда их родители покинули охваченный войной Афганистан, они были маленькими и всю свою сознательную жизнь провели здесь.
- Я помню родину лучше других, - гордо говорит мой новый знакомый Ошанг Гафу. - Мне было шесть лет, когда мы уехали из Афганистана. Мечтаю побывать там снова.
Сейчас Ошангу 20 лет. Он учится в университете им. Шевченко. А его сестра вскоре получит диплом врача. Изгнание не мешает афганцам следовать своим традициям. Большинство из них строго придерживаются мусульманских законов. В их квартирах (жилье большинство из них арендует, так как на покупку средств не хватает) можно увидеть полумесяц. Так же как в наших домах - иконы.
«Талибы грозились похитить моих дочерей»
В отличие от Ошанга его 66-летний отец говорит по-русски плохо. Еще в молодости, во время обучения в военном училище в Минске, Абдул Гафу в числе группы соотечественников несколько дней провел в Киеве. Тогда он навсегда полюбил этот город.
- Мне очень нравилось гулять в парке на Владимирской горке и смотреть на Днепр, - вспоминает он. - Признаюсь, что, уезжая из столицы Украины, мечтал приехать сюда еще раз. Но даже в дурном сне мне не могло привидеться, что Киев станет для меня второй родиной.
Во времена правления просоветского правительства Наджиба мой собеседник работал в местной службе безопасности. Дослужился до полковника и получил из рук президента орден героя Афганистана. Если бы не исламисты, сейчас он был бы генералом.
- После казни талибами Наджибуллы мы с женой и детьми (их у Абдула четверо) бежали в Пакистан, - вспоминает он. - Знакомых и родственников у нас там не было. Поэтому я снял для семьи убогое жилье и работал грузчиком. Так мы прожили пять лет. После чего друзья из Афганистана познакомили меня с людьми, которые согласились за 18 тысяч долларов переправить нас в Украину.
- В Пакистане вам угрожала опасность?
- Талибы охотились за мной и грозились похитить моих дочерей. Я обратился к властям Пакистана с просьбой о защите. А они сказали, что могут лишь передать мое прошение о предоставлении статуса беженца в Россию. Но чиновники Российской Федерации мне отказали...
Когда семья Гафу приехала в Киев, в кармане у Абдулы были только 200 долларов. Полковник знал, что земляков (это были афганцы, которые учились в Киеве во времена СССР и не вернулись на родину) можно искать на Троещинском рынке. Туда и направился.
- Один хороший человек взял у меня 150 долларов и дал мне партию резиновых тапочек на продажу, - говорит экс-офицер. - Он также подсказал, что на Лесном массиве можно арендовать квартиру за 45 долларов. Сначала мы голодали. Но потом торговля наладилась и дела пошли лучше.
Вскоре Абдул Гафу получил статус беженца. А впоследствии и гражданство Украины. Но никакой материальной помощи от Украины (даже копеечной) так и не дождался. Впрочем, он не обижается. Сложно рассчитывать на помощь от государства, которое и своим-то людям помочь не в состоянии.
Наджибулла совершил роковую ошибку
Вот уже девять лет с утра до вечера Абдул Гафу проводит на рынке. А по ночам вспоминает прошлое. Покинутая родина не отпускает пожилого военного ни на минуту. Даже во сне.
|
- Афганистан - это сердце Востока, - говорит он, и в потускневших глазах загорается яростный огонек. - Советский Союз и Америка спровоцировали Апрельскую революцию (27-28 апреля 1978 года первый президент Афганистана принц Мухаммед Дауд был убит группой офицеров - членов Народно-Демократической партии Афганистана (НДПА) и коммунистической организации «Объединенный фронт»). Они хотели получить доступ к нефтяным запасам наших соседей. И только они виноваты в том, что с нами случилось. Я сам видел документы о том, что Хафизулла Амин (член ЦК НДПА, президент Афганистана) был агентом США. А русские привели к власти Наджибуллу. После чего дважды нас предали. Сначала - когда вывели войска. Второй раз - когда бросили на произвол судьбы тысячи бежавших от исламистов людей.
На родине таких, как Абдул Гафу, считают предателями. А здесь они всегда будут чужими. Например, член НДПА и экс-руководитель управления контрразведки службы безопасности 47-летний Шир Мохаммед. Его история похожа на историю полковника Гафу как две капли воды. С той лишь разницей, что он по-прежнему с удовольствием цитирует коммунистические лозунги.
- Мы руководили страной с холодным умом, горячим сердцем и чистыми руками, - вспоминает мой собеседник слова Железного Феликса. - А два года назад я впервые поехал на родину и увидел, что там творится. Люди живут в страхе и нищете. Чиновники все коррумпированные! Там нет кадров, которые могли бы заниматься экономическим развитием государства. Все люди с высшим образованием в эмиграции. Да что там говорить…
Каждый день Шир Мохаммед ищет в Интернете и СМИ новости о своей стране. Но понимает - вернуться домой ему пока не удастся.
- Меня и мою семью исламисты тут же убьют, - вздыхает он. - Я все время думаю, что мы сделали тогда не так? В чем допустили ошибку? Уверен, что если бы после развала СССР Наджибулла не согласился на уговоры ООН и не отрекся от власти, враги бы не победили. У нас была очень сильная армия, военная техника, опыт ведения боевых операций. Так что мы сами виноваты в случившемся...
Впрочем, теперь о прошлом можно только рассуждать. Историю вспять не повернешь. Афганцы это понимают. Но от этого им, людям, которые по сути являются осколками погибшей империи, не легче.
КСТАТИ
В Киеве живет более 1000 афганцев
Мохаммед Наим родился в бедной семье, которая проживала в пригороде Кабула. В 90-х годах он окончил мединститут в Запорожье. В Афганистан возвращаться не стал. В то время хватало работы и здесь. Приходилось принимать прибывающих с родины беженцев. Шесть лет назад Наим стал председателем общественной организации «Афганская родина», которая оказывает посильную помощь соотечественникам.
- Только в столице проживает около 1000 афганцев, - говорит Мохаммед Наим. - Большие диаспоры в Харькове и Одессе. И люди до сих пор приезжают из Афганистана. Они не знают язык, не имеют денег и жилья. Нам приходится забирать их к себе домой. А лагерь для беженцев в Одессе давно переполнен. Я хочу попасть на прием к главе Кабмина Юлии Тимошенко и рассказать ей о наших проблемах. Может быть, что-то изменится. Но, если честно, я в это не верю…