Этот режиссер, в фильмографии которого свыше 40 картин, по праву входит в число ведущих мастеров кинорежиссуры XX века. И подтверждением этому стал "Оскар", который маэстро получил от Американской киноакадемии в 2000 году за заслуги перед кинематографом.
В 2013-м Польша выдвигала на "Оскар" фильм Анджея Вайды "Валенса: человек из надежды", по сути экранизированную биографию первого демократически избранного президента Польши и лауреата Нобелевской премии мира Леха Валенсы. Кстати, в том же году и с тем же фильмом на Венецианском кинофестивале режиссер получил престижную награду "Персол" за вклад в киноискусство.
А нынешней осенью польский оскаровский комитет выдвинул на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке" последнюю картину Вайды "Послеобразы" об известном польском художнике Владиславе Стшеминском.
Впрочем, к наградам Анджею Вайде в его длинной жизни было не привыкать. Уже второй фильм в его биографии - военная драма "Канал" - был удостоен специального приза на кинофестивале в Каннах. Он стал вторым фильмом из трилогии Вайды о Второй мировой войне, куда также входят картины "Поколение" (1954) и знаменитый "Пепел и алмаз" (1958), ставший одним из наиболее значительных достижений польской киношколы (фильм о трагедии молодого бойца Армии Крайовой, убивающего польского коммуниста. - Авт.) и презентовавший всему миру Анджея Вайду как последовательного антикоммуниста и противника сталинского режима.
|
За шесть десятков лет режиссер снимал фильмы в самых разных жанрах и стилях. В его фильмографии есть и камерные психологические драмы, и сатирические комедии, и исторические полотна. Кстати, благодаря исторической драме "Пепел" Вайда открыл для кино таких серьезных актеров, как Даниэль Ольбрыхский и Беата Тышкевич.
Кино Вайды почти неизменно связано с историческими трагедиями ХХ века. Вайда сделал еще и много экранизаций литературной классики, в том числе русской: по роману Достоевского поставил "Бесы", по Лескову - "Сибирскую леди Макбет", по Булгакову - "Пилат и другие"…
"В жизни нужно успеть сделать много дел, чтобы после смерти еще два-три осталось", - любил говаривать режиссер. Анджею Вайде удавалось делать вещи глобально заметные, а вот чего маэстро не успел - мы уже не узнаем.