Необычная школьная реформа в Финляндии: без уроков, без экзаменов, одна большая перемена

Есть ли нам чему поучиться у скандинавов?

Вот так выглядят новые школы в Суоми: вместо стен и перегородок - открытое пространство для учебы. Фото: espoo.fi

НАВЫКИ ВМЕСТО ЗУБРЕЖКИ

В финских школах больше не будет ни предметов, ни уроков. А от экзаменов и других проверок там отказались еще раньше. Сложно представить, как будут учиться финские дети и что получится в итоге. Но факт есть факт: Финляндия из года в год занимает лидирующие места в международных рейтингах качества образования. Может, и нам пора у скандинавов чему-нибудь научиться?

Финны решили - старая система с отдельными предметами больше неактуальна. Простой пример: раньше в школах были уроки черчения. Но сейчас от руки никто не чертит! Для работы используются компьютерные программы, и стоять у кульмана с карандашом больше нет нужды.

Можно возразить - черчение полезно, оно развивает пространственное мышление, мелкую моторику и кучу всего остального. Поэтому во всем мире (и в Украине в том числе) стараются учить уже не конкретным знаниям, которые устаревают, забываются да и вообще находятся в интернете под рукой. А навыкам и умениям, которые останутся на всю жизнь.

- То, что было хорошо 40 лет назад, уже не действует, - рассказывает Марьо Киллонен, глава департамента образования Хельсинки. - Дети, которые пошли в 2016 году в 1-й класс, будут активными игроками рынка труда через несколько десятков лет. Мы не знаем, каким будет мир и какую работу им придется выполнять.

Поэтому финские специалисты разобрали традиционные предметы на навыки и умения, выделили все самое важное и заново пересобрали в отдельные предметные области - "феномены" и "процессы". Например, дети будут изучать "Евросоюз": явление одно, а предметов в нем сразу несколько - это и история, и экономика, и география Европы, и языки... А как вам тема "Питание" - тут и физика, и химия, и биология, и домоведение, и ЗОЖ.

Какие "феномены" изучать - будет решать сама школа. Государство лишь оставляет заказ: надо, чтобы к выпуску дети умели то-то и то-то. Полностью перейти на новую систему страна планирует к 2020 году.

На уроках труда ребята мастерят электрогитары, а не табуретки. Фото: Ксения КОНЮХОВА

СТЕНЫ СЛОМАЛИ, ВОЗДУХА ДОБАВИЛИ

Одно такое занятие (назвать его уроком язык не поворачивается) длится три с лишним часа с небольшими перерывами. Дети не сидят на месте, а общаются, сами выбирают актуальную тему урока, ищут в интернете информацию, делают и показывают презентации, сценки и доклады. Задача учителя - направлять все это в образовательное русло.

- Обучение будущего - это открытый и гибкий процесс, - объясняет Марьо Киллонен. - Центральное место занимают ученики, поэтому для нас важно, чтобы каждый из них мог выстроить свою индивидуальную траекторию обучения и научился сотрудничать с другими.

Под новую программу пришлось переделать и сами школы! Старые классы с партами просто не годятся для нынешних занятий: детям нужно свободное пространство, которое трансформируется под конкретную задачу. Иногда нужен лекторий со сценой, а в другой раз - столы и стулья для работы с планшетами.

- Мы разработали концепцию новой школы для образовательного центра Опинмяки, - рассказывает Томас Миаукки, специалист архитектурного бюро Esa Ruskeepaa Architechs в Хельсинки. - Для этого мы спросили местных жителей и сообщество, что им нужно и какой бы они хотели видеть школу. Мы провели несколько обсуждений и постарались воплотить все пожелания.

Школа получилась похожей на цветок - в центральном здании находятся общий зал и рекреация, а к нему, словно лепестки, пристроены тематические корпуса. Похожие проекты появляются по всей стране как грибы после дождя. 

РАСПИСАНИЕ НА ПОСЛЕЗАВТРА

- Школа в том виде, в котором она существует сейчас, с классами, уроками и переменами, появилась в период развития фабрик, - рассказывает Марьо Киллонен. - Детей, чьи родители работали на производствах, нужно было чем-то занять. И школа учила их тому, что было необходимо будущим рабочим: слушаться начальство, жить по расписанию. 

Может быть, и нам надо снести границы между предметами и сломать в школах лишние стены? Частично что-то подобное происходит и у нас - по новым образовательным стандартам детей в школах тоже учат навыкам, а не фактам.

А вот выкидывать учебники по математике и языку пока рано. Отказ от предметов нам не грозит! Для этого нужно по-другому готовить учителей. Например, как в Финляндии. Эта профессия там считается очень престижной - конкурс в финские педвузы бешеный! 

Другой секрет успеха финских школ кроется в отказе от тотального контроля и ревизий. Школы сами составляют себе планы и сами решают, как оценивать прогресс учеников, - общенациональных экзаменов там тоже нет. Для небольшой страны с маленьким населением это не проблема. Может, и нам стоило бы для начала снизить отчетность для учителей - пусть занимаются детьми, а не бумажками. 

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Дети не чувствуют себя счастливыми 

Посмотреть со стороны - так в Финляндии не школа, а мечта! И результаты хорошие, и дети умные... Однако не все эксперты считают финскую систему образцом для подражания.

Например, несмотря на все заботы властей об учениках, дети вовсе не чувствуют себя счастливыми в школе. Об этом говорят данные последнего международного исследования PISA. Лишь 67 процентов финских школьников сказали, что счастливы, - это один из худших показателей в мире! И как бы ни ругали азиатские страны за огромную программу и сложную учебу, но счастливых школьников там значительно больше: в Гонконге счастливы 86 процентов ребят, в Сингапуре - 88 процентов. А ведь и эти страны добились общепризнанных успехов в сфере образования - китайские школьники так и вовсе увозят медали пачками на всевозможных научных конкурсах и олимпиадах...

Есть у финнов и другие претензии.

- Почти 10 тысяч школьников каждый год оказываются в зоне риска - им сложно продолжать свое обучение, - приводит цифры Йени Валиярви, директор Финского института исследований образования. - Это происходит потому, что школа не научила их достаточно хорошо читать, писать, считать и учиться. Они понимают слова и цифры, но не могут понять статью в газете.