Ну, вот и состоялась премьера "Волыни" - фильма, о котором велись дискуссии задолго до показа. Картина повествует о трагических событиях 1939 года, которые имели место на так называемых кресах (от польского kres — "граница", "конец", "край" – название территорий нынешних Западной Украины, Белоруссии и Литвы, с 1918 года по 1939 год входивших в состав Польши) вызвал довольно много разговоров и опасений вокруг украинско-польской дружбы.
ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ ЛЮДИ СТАРАЮТСЯ ОБХОДИТЬ
Уже четыре года я живу в польском Вроцлаве. С первых дней, представляясь своим польским знакомым, я слышала в ответ: "Анастасия? Мою бабушку тоже так звали. Она была из Львова". Практически каждый "вроцлавьянин" может похвастаться львовским происхождением – это результат в том числе и операции "Висла" 1945 года – также не самая радостная страница истории наших народов. В общем украинско-польская история – тема довольно болезненная. Как только возникает подобный разговор, сразу проявляются различия в интерпретации исторических фактов: нам в школах иначе преподают историю, одни и те же факты преподносятся по-разному, вследствие чего и рождаются конфликты.
|
Волынская резня, УПА, Бандера – это самые страшные точки столкновения наших народов. Это темы, которые интеллигентные люди стараются обходить, даже наоборот - годами стараются принять события тех лет, как кровавый урок, и простить друг друга. Никто не остался незапачканным, никто не победил, каждая сторона понесла страшные потери, каждая боролась за свою правду – нам остается смириться с этим фактом и жить так, чтоб этого никогда больше не повторилось. Казалось бы…
Тем не менее – это яблоко раздора, которое очень удобно время от времени вытаскивать из кармана, чтобы снова и снова манипулировать чувствами людей. Всегда найдутся те, кто помнит рассказы дедушки о страшных "бандеровцах" или о польских полицаях, от которых приходилось убегать в лес, бросая дом и все пожитки, когда за спиной лились кровавые реки, горели хаты, заставляя простой народ брать вилы и идти друг на друга.
Мало кто захочет выслушать историю с противоположной стороны, поднять архив, ознакомиться с фактами. Если бы я хотела натравить два народа друг на друга – иметь подобную историю в кармане было бы очень кстати. И вот она, пожалуйста.
ДРУЖБА НАРОДОВ НЕ ВХОДИТ В ЧЬИ-ТО ПЛАНЫ
Фильм "Волынь" снят очень "вовремя": именно сейчас, когда украинцы и поляки уже практически пережили этот трагический урок, когда и молодое, и старшее поколение двух стран идет навстречу друг к другу, поддерживая и помогая и словом, и делом. Многие себе даже не представляют, сколько проукраинских проектов и инициатив исходит от жителей, молчу уже о гуманитарной поддержке со времён Майдана.
Но, видимо, дружба народов не входит в чьи-то планы. Без видимых причин в Польше запрещаются концерты весёлых украинских парней из группы OTVINTA – якобы их песни несут националистический настрой; в новостях все чаще "украинцы отбирают у польских граждан жилье и работу"… А теперь еще и "Волынь".
Сценарий стар как мир: одно маленькое государство делится теперь на множество лагерей - правые и левые, оппозиция и те, кто поддерживают линию правящей партии, "украинцев я люблю" и "эти "бандеровцы" резали нас, как скот".
Посмотрев картину, я не могу сказать, что она полностью лишена объективности. Особенно в начале фильма, где автор показывает, как в селе живут и поляки, и украинцы. И, видимо, ущемляют все-таки права последних: не дают им хорошей работы, считают позорным выдать дочь за "хохла". Власть часто меняется, то одних вешают и стреляют, то других …
ЧТО АВТОР ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ФИЛЬМОМ?
В очередной раз показать, что мы виновны во всем, а они жертвы? Чтоб люди стали ассоциировать трезуб, сине-желтый флаг и лозунг "Слава Украине!" с жестокими националистами, измывающимися над их предками? А, может, подпитать злость тех, кто задолго до выхода этого фильма тыкал пальцем на мой трезуб на шее: "я не люблю украинцев, они все "бандеры", вложив в это страшное для них слово какой-то свой смысл, до конца непонятный даже им самим?
Меня обрадовало, что многие мои польские знакомые, слыша о моих опасениях, саркастически (или иронически?) посмеивались: "Я не собираюсь два с половиной часа смотреть на то, как "алкоголики-украинцы" режут чистокровных белокурых поляков!"
Это конечно заведомо односторонний фильм. Но уверена, никто не станет ссориться, апеллируя фактами, показанными в художественном (!) фильме. Вокруг меня люди, которые чаще говорят: вы, украинцы, молодцы. Я знаю, что многие поляки организовывают сборы вещей для детей из зоны АТО и интересуются ситуацией в Украине.
Один фильм не способен рассорить или помирить страны. Все зависит, будем ли мы и дальше измерять, кто от кого больше пострадал, кто убивал с большей жестокостью, искать виновных и доказывать свою правоту – и снова окажемся на той Волыни. А может научимся делать выводы и перестанем повторять ошибки. Тем более, что уже знаем, к чему это может привести.