Российский кинодокументалист нашел первый фильм Дзиги Вертова, который считался утерянным. Лента "Годовщина революции" вышла в 1918 году и показывает Льва Троцкого, Василия Чапаева и поэта Демьяна Бедного. Специалисты предполагают, что это их первое появление на пленке.
Николай Изволов - специалист Музея кино, он говорит, что 80 процентов фильмов немого периода погибло. Поэтому, когда удается обнаружить целый фильм, это беспрецедентное событие.
|
- Все началось с того, что филолог Света Ишевская обнаружила в РГАЛИ в фонде поэта Маяковского афишу первого фильма Дзиги Вертова. Я не знаю, как получилось, что раньше на эту афишу никто не обращал внимания, ведь фонд Маяковского изучен-переизучен всеми, кому не лень… Света делала доклад и показывала скан этой афиши. Я же был на выступлении просто за компанию. Глядя на афишу, я вдруг понял, что часть надписей мне страшно знакомы. Если вы представляете немое кино прошлого века, то знаете, что в нем есть титры, то есть - кадр с текстом, после которого следует кусочек фильма. Так вот на афише из папки Маяковского шестым кеглем были полностью перечислены титры фильма от начала до конца, все 250 сюжетов. Некоторые из надписей мне были знакомы, потому что несколько десятков лет назад специалисты уже предпринимали попытки воссоздать фильм Вертова… Я рассчитывал определить какие-то фрагменты, но никак не мог ожидать, что фильм будет восстановлен полностью, - рассказывает Николай Изволов.
По его словам, раньше считалось, что классиком жанра монтажных фильмов была Эсфирь Шуб, советский режиссер, которая сняла "Падение династии Романовых".
- Однако найденный фильм Вертова был снят на десять лет раньше. Кроме того, это один из самых длинных документальных фильмов в истории мирового кино: три тысячи метров, длиннее на тот момент был только знаменитый игровой фильм Гриффита "Нетерпимость", - продолжает специалист.
В ленте есть элементы мультипликации, и они могут первыми для советского кино.
- Палец очерчивает границу мятежных чехословацких войск. Отрывок был известен, но никто не знал, что он входит в "Годовщину революции", считалось, что он снят гораздо позже, в начале 1920-х годов. Знание о том, что он снят уже в 1918-м, меняет наше представление о технических возможностях того времени. И теперь мы можем сказать, что это - первый прием мультипликации в советском документальном кино, - говорит Изволов.
Специалист Музея кино считает, что фильм потеряли из-за того, что в нем был Троцкий, которого в 1930-е было смертельно опасно вспоминать. Даже сам Вертов якобы старался забыть этот фильм.
- Дзига Вертов был по нынешним меркам совсем мальчишкой 22 лет, когда получил работу над "Годовщиной революции". К тому моменту у него за плечами было всего три или четыре месяца работы: он заполнял канцелярские книги, принимал материал от операторов и только летом 1918 года начал самостоятельно монтировать киножурнал "Кинонеделя". Ему предстояло не только сделать фильм, но еще и смонтировать 50 копий для разных городов, вклеив в каждый фильм титры. Сохранились воспоминания: сидело 50 монтажниц за столами и он, словно гроссмейстер шахматной игры, ходил между столами и смотрел, чтобы куски пленки были склеены в определенной последовательности. Это совершенно необычный опыт, но режиссер-дебютант справился с этой задачей. Фильм производил сильнейшее впечатление на зрителей. Его показывали прямо на улице и в специальных агитационных поездах. Эти поезда останавливались на разных станциях, люди приходили, могли пожаловаться представителям власти, которые тоже ехали в этом поезде. "Годовщину революции" показывали года два, - добавляет Изволов.
|
Ленин на пленку не попал. Николай Изволов объясняет это тем, что раньше снимали лишь на улице, где есть хороший свет. Тройкий снят, когда курит, а вот Ленин не курил.
- Ленин был абсолютно прав, когда называл Троцкого позером: тот понимал силу визуальных образов, и легко заметить, с каким удовольствием позирует и какой он на самом деле киногеничный человек. Удивительно, что, например, Ленин в кинохронику революции не попал. И когда нам показывают руководителей октябрьского большевистского переворота, мы видим всего троих: Троцкого, Луначарского и Коллонтай. Это не случайно: операторы просто не смогли снять никого больше, потому что не могли работать в помещении без осветительных приборов и ловили тех, кто выйдет на улицу. Троцкий, например, курил, поэтому и попался хроникерам. А вот Ленин - не курил и в хронику не попал.
Дзига Вертов (настоящее имя Давид Кауфман, 1895-1954) - один из основателей и теоретиков документального кино. Обогатил кинематограф множеством операторских приёмов и техник, включая методику "скрытая камера". Его фильм "Человек с киноаппаратом" (1929) часто называют величайшим из всех документальных фильмов в истории. Вертов является режиссёром одного из первых звуковых документальных фильмов "Симфония Донбасса" ("Энтузиазм", 1930).