Элон Маск: Я собираюсь переселить на Марс миллион землян

Глава компании SpaceX пообещал построить на соседней планете город.

Занятно, но полет до Марса займет примерно столько же времени, что и плавание Колумба до Америки. Фото: spacex.com

Он верит, друзья, караваны ракет...

Элон Маск - основатель и генеральный директор космической компании SpaceX - заявил о своих планах переселить на Марс миллион человек на международном конгрессе по аэронавтике в Мексике. И рассказал, как он это сделает.

SpaceX разработала так называемую межпланетную транспортную систему (Interplanetary Transport System - ITS), которая и позволит, по словам Маска, "путешествовать куда угодно, на любую планету Солнечной системы". А не только на Марс.

План же полета на Марс таков. Ракета, стартуя с Земли, выводит марсианский космический корабль на орбиту Земли. Разгонный блок с двигателями самостоятельно возвращается обратно на космодром. К нему или к другому разгонному блоку присоединяют корабль-танкер, заполненный топливом. Он выходит на орбиту, стыкуется с марсианским кораблем и заправляет его, что называется, под завязку. Марсианский корабль отправляется на Марс и, прилетев, совершает мягкую посадку с помощью своих двигателей. Разгонный блок, отстыкованный от корабля-танкера, тоже возвращается на космодром. Туда же потом прилетает и сам корабль-танкер, который тоже совершает мягкую посадку. Предполагается, что возвращаемая техника будет совершать несколько десятков полетов туда-сюда.

Марсианские корабли могут находиться на орбите Земли какое-то время - ждать заправки или благоприятного расположения наших планет, которые сближаются раз в 26 месяцев. Скорее всего, стартовать и следовать к Марсу они будут караванами. Как экспедиции средневековых мореплавателей.

Маск обещает: со временем же полеты на Марс станут массовыми - по тысяче кораблей каждые 26 месяцев. Постепенно - лет эдак за 40, максимум за 100 - на соседнюю планету переселятся те самые миллион человек. Построят город и будут жить.

Марсианский корабль: 1. Отсек экипажа и пассажиров. 2. Грузовой отсек. 3. Топливные баки. 4. Двигатели. Фото: spacex.com

30 дней - и вы на другой планете

Занятно, но полет до Марса займет примерно столько же времени, что и плавание Колумба до Америки. Переселенцы первой волны будут тратить от 80 до 150 дней. А в перспективе время перелета можно будет сократить до 30 дней.

По словам миллиардера, пассажирам, купившим билеты до Марса, будет комфортно в дороге. Для них SpaceX разрабатывает огромный, по нынешним меркам, корабль, способный брать на борт по 100 - 200 человек. В нем будут и каюты, и ресторан, и спортивный зал - словом, все удобства.

Высота корабля - 49,5 метра, диаметр - 17 метров. Выводить его на орбиту будет гигантская ракета - больше знаменитой ракета Атлас-5, доставившей американских астронавтов на Луну. Прототипом марсианской ракеты станет уже разработанная Falcon 9, но гораздо крупнее и мощнее - высотой 77,5 метра. На ней предполагается установить 42 двигателя Raptor, испытания которых Маск уже ведет.

Высота всей конструкции, отправляемой на орбиту, составит 122 метра. Полезная нагрузка - 450 тонн.

И поверьте - будут яблони цвести!

Первая экспедиция намечена на 2023 - 2025 годы. Маск предупредил тех, кто захочет в ней участвовать: на начальном этапе всякое может случиться, добровольцы сильно рискуют и должны понимать, что могут умереть в любой момент, если что-то пойдет наперекосяк.

Жилищами "марсиан" сначала станут те же корабли, в которых они прилетели. Далее колонисты начнут промышленно-гражданское строительство. Первым делом им предстоит соорудить завод по производству кислорода и метана из имеющегося на Марсе сырья - углекислоты и водяного льда. Кислород понадобится для дыхания, а метан для заправки кораблей. На них смогут улететь те, которые не выдержат тягот и лишений марсианской жизни.

Ближайшая перспектива - полное натуральное хозяйство. Отдаленная - так называемое терраформирование Марса. То есть создание условий для жизни вне укрытий.

Маск, кстати, не исключает, что предварительно стоит немного подогреть планету и подмочить, взорвав на полюсах ядерные заряды. Некоторые его коллеги предлагают провести бомбардировку управляемыми астероидами.

Не один в поле воин

Голландцы недавно вырастили злаки и овощи в марсианском грунте, смоделировав его на Земле. Собрали хороший урожай. Дизайнеры регулярно проводят конкурсы, участники которых проектируют марсианские дома. Ученые синтезируют бактерии, которых можно было бы поселить на нынешнем Марсе, с тем чтобы они вырабатывали кислород, поглощая углекислый газ.

А нужно ли людям жить на Марсе? Ответ на этот вопрос уже сейчас вызывает споры. Сам же Маск считает: часть людей, переселившись на другую планету, спасутся как вид. Оставшиеся рискуют погибнуть. Причины могут быть самые разные, но более всего миллиардер опасается атаки со стороны без меры развившегося искусственного интеллекта. Недавно он подписал петицию с требованием не совершенствовать боевых роботов. 

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Второе пришествие космонавтики

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования и науки

НАСА со всей своей бюджетной мощью первый марсианский полет осторожно планирует на 2030 год. А Маск бежит впереди государственных космолетов. Этим он важен человечеству. Даже при условии, что его прожекты не будут полностью осуществлены. Он  раздражитель, он провокатор, он  человек, который не дает зарасти ряской рутины космическому болоту.

Кто сейчас знает космонавтов, работающих на Международной космической станции, какие задачи они выполняют? По большому счету пилотируемая космонавтика зашла в околоземный тупик. Еще со времен станции "Мир" мы в общем-то исчерпали научную повестку - что делать на околоземной орбите, какие исследования проводить, что нового открывать?

И вот тут появляется разумный сумасброд Маск и обещает миллион человек отправить на Марс. Причем он уже строит ракеты, у него есть космические корабли. Он снова делает космонавтику модной, он возвращает романтику и риск - то, что привлекает публику, то, что приводит в отрасль молодых, дерзких инженеров.

Маск ведет за собой в космонавтику, в частную космонавтику - то есть более динамичную и рисковую отрасль - умных, смелых людей, уже много чего добившихся в технологическом бизнесе. И именно они становятся основой будущих прорывов человечества, без которых в общем-то жить скучно.