Все шпионы нашего кино: От Павла Кадочникова до Евгения Миронова

Только за последний год на российский экран вышло сразу несколько рейтинговых сериалов про разведчиков. Когда отечественная киноиндустрия пустилась в свободное от худсоветов и госзаказа плавание, появились и «беспроигрышные герои». Все 90-е годы нас кормили разного качества продукцией, воспевающей либо мошенников и бандитов, либо милиционеров и следователей. Причем довольно часто по повадкам и моральным нормам одни не слишком-то отличались от других + [ видео ].

1947. «Подвиг разведчика». Павел Кадочников проявил себя как первый советский суперагент.

1975. «Вариант «Омега». Олег Даль подкупал врага вежливостью и обходительностью.

В поисках героев

Когда отечественная киноиндустрия пустилась в свободное от худсоветов и госзаказа плавание, появились и «беспроигрышные герои». Все 90-е годы нас кормили разного качества продукцией, воспевающей либо мошенников и бандитов, либо милиционеров и следователей. Причем довольно часто по повадкам и моральным нормам одни не слишком-то отличались от других.

Только про легендарных «ментов» было отснято несколько сотен серий («Улицы разбитых фонарей», «Опера», «Хроники убойного отдела», «Литейный, 4»...). По-настоящему культовым стал сериал «Бригада». Собственно, и сегодня милиция и бандиты легко делают рейтинги на российском ТВ.

И это при том, что по соцопросам милиционер вовсе не самая престижная и желанная профессия. Да и опросы, где фигурировала профессия «бандит», остались в 90-х. У нашего времени новые герои. Должны были бы быть...


1967. «Операция «Трест». Игорь Горбачев искусно влился в ряды врагов.

1984. «ТАСС уполномочен заявить...». Юрий Соломин стал шпионом-секс-символом.

«Я в гинекологи пойду...»

И телевидение отчаянно пытается найти героя, который бы был одинаково привлекателен для всех слоев общества. В последнее время вышли фильмы про врача-гинеколога, про экспертов-криминалистов, про сельского священника, про деревенского участкового (аж два!)... Героя пытались сделать из журналиста, адвоката, офицера...

И все эти фильмы народ с удовольствием смотрит, но всеобщей любви герои так и не удостоились. Почему мы делаем такой вывод? Очень просто. Ни про кого из этих персонажей так и не стали снимать продолжение. Верный знак.

Особый успех ждал сериалы про жизнь офиса - «Не родись красивой» - и про совершенно мифологическую для нашей страны семейку Шаталиных и их няню Вику. Впрочем, успех этих лент связан явно не с профессией героинь.

Как ни странно, но после ментов и бандитов всю страну очаровали только шпионы! За последний год нам показали сразу несколько шикарных фильмов - «Апостол», «Смерть шпионам!», «Диверсанты. Конец войны». С некоторой натяжкой к этому списку можно отнести и детективный сериал «Ликвидация»... Бойцы невидимого фронта с легкостью подвинули со своего пути слезные «мыльные оперы» и представителей всех других профессий. Причем в предыдущие годы российской истории «шпионский жанр» практически не был представлен ни на нашем ТВ, ни на большом экране. Первой ласточкой стал сериал «Диверсант» (2004 год).


1967. «Путь в «Сатурн». Герой Михаила Волкова (справа) давил диверсантов в зародыше.

Секрет успеха

Сравнив все самые популярные сериалы, можно попытаться составить некоторую формулу успеха.

В начале 90-х казалось, что тема Великой Отечественной войны в кино закрыта окончательно. О ней сняли десятки великих фильмов, написали сотни гениальных книг, спели тысячи трогательных песен. И это помимо идеологического шлака, целой пропасти довольно посредственных фильмов, песен, книг.

Ну а из-за потока бандитско-милицейских фильмов о войне едва ли вообще кто вспоминал.

Но в начале нового тысячелетия оказалось, что героика великой войны востребована. Причем в первую очередь. Почему? Ни одна другая тема, видимо, просто не цепляет так много людей, как война. Пожалуй, это единственная тема, которая по-прежнему объединяет общество. Отчасти за то, что мы до сих пор помним, можно поблагодарить эстонских фашистов и украинских националистов с их провокационными акциями. Все-таки мы за свое горой, и это радует.


1968. «Щит и меч». Станислав Любшин даже в фашистской форме - наш человек.

Итак, первая составляющая - время.

Вторая - герой. Это обязательно Штирлиц. Сильный, умный, удачливый разведчик. С самим полковником Исаевым произошла странная метаморфоза. Сначала чистой воды герой-победитель. Почти святой. Потом, причем на много лет, главный герой пошловатых анекдотов. И вот сегодня - снова герой.

Образы новых разведчиков объединяет некая обреченность. В отличие от разведчиков советского образца они уже не так уверены, что Родина за них стеной. В «Апостоле» Евгений Миронов и вовсе заложник ситуации. Над его семьей измываются. В «Диверсанте» постоянно идет линия возможной ликвидации отряда. Да и в «Смерти шпионам!» к наших асам шпионажа относятся без должного придыхания. В сериале «Ликвидация» герой Владимира Машкова Давид Гоцман вынужден бороться как с врагами, так и отчасти с советской властью.


1968. «Мертвый сезон». Донатас Банионис - самый загадочный разведчик нашего кино.

Как это было раньше?

Странно, что сейчас об этом надо напоминать, но главным советским разведчиком, символом и кумиром до Вячеслава Тихонова и его Штирлица был Павел Кадочников из фильма «Подвиг разведчика». Эта лента 1947 года запустила в народ массу афоризмов и поговорок. Многие из них используются до сих пор, причем о первоисточнике никто не вспоминает. «Терпение - и щетина превратится в золото», «У вас продается славянский шкаф?» - «Шкаф уже продан, но есть никелированная кровать с тумбочкой», «Выпьем за победу! (Кадочников поднимает бокал с фашистскими офицерами). За НАШУ победу!»...

Главная претензия к этому фильму - немцев показали откровенными идиотами, которых Кадочников легко обманывает и дурит. Но, честно говоря, от этого кино менее культовым не стало.

Тем более что все последующие фильмы про шпионов как раз и были посвящены созданию образа умного и сильного врага, с которым все-таки справляется еще более умный и сильный наш человек.


1968. «Ошибка резидента». Герой Георгия Жженова начинал как враг Советской власти. Но перековался.

В конце 60-х появилось сразу пять (!) фильмов про разведчиков, которые остались в золотом фонде нашего кино: «Щит и меч», «Операция «Трест», «Мертвый сезон», «Путь в «Сатурн» и «Ошибка резидента». Такого «результативного» времени по шпионским фильмам у нас не было аж 40 лет! То есть до прошлого года...

Возможно, такой шквал шпионской активности связан с неким обострением патриотических чувств в обществе. Конец 60-х - это великие комсомольские стройки, это наше доминирование в спорте, это одна космическая победа за другой. А ведь есть враги, которые мешают. А борется с ними наш супергерой. И плюс - экзотика иностранных государств, к которой больше прикоснуться-то было негде.

Влияние, которое эти фильмы оказали на целое поколение, трудно переоценить. Они, возможно, стали основой национального самосознания. Что говорить, на прямой вопрос Донатаса Баниониса Владимиру Путину, правда ли он выбрал профессию разведчика после просмотра «Мертвого сезона», президент ответил утвердительно...


1973. «Семнадцать мгновений весны». Вячеслав Тихонов создал образ Штирлица - главного разведчика Советского Союза.

Но фильмом всех времен и народов стал, конечно, сериал «Семнадцать мгновений весны». И переплюнуть этот успех пока никому так и не удалось.

Последняя сага о разведчиках, которая завоевала всенародную любовь, вышла в 1984 году - это опять же сериал «ТАСС уполномочен заявить...». И только через 20 лет после этого появился «Диверсант».

Самые известные советские фильмы про разведчиков

Фильм Год Актер
«Подвиг разведчика» 1947 Павел Кадочников
«Операция «Трест» 1967 Игорь Горбачев
«Мертвый сезон» 1968 Донатас Банионис
«Щит и меч» 1968 Станислав Любшин
«Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна» 1967 Михаил Волков
«Ошибка резидента» 1968 Георгий Жженов
«Судьба резидента» 1970 Георгий Жженов
«Семнадцать мгновений весны» 1973 Вячеслав Тихонов
«Вариант «Омега» 1975 Олег Даль
«Возвращение резидента» 1982 Георгий Жженов
«ТАСС уполномочен заявить...» 1984 Юрий Соломин
«Конец операции «Резидент» 1986 Георгий Жженов

Новые сериалы

Фильм Год Актер
«Смерть шпионам!» 2007 Никита Тюнин
«Диверсант» 2004 Владислав Галкин
«Диверсант. Конец войны» 2007 Владислав Галкин
«Апостол» 2008 Евгений Миронов
«Разведчики. Последний бой» 2008 Борис Щербаков

2004. «Диверсант». Герой Владислава Галкина немецкого не знал, но враг этого не заметил.

ЧТО ЕЩЕ СНИМУТ?

Ясно, что «золотую жилу» никто бросать не собирается. Фильмов про шпионов появится еще много. Самая долгожданная премьера - сериал «Исаев». Его снимает Сергей Урсуляк, автор знаменитой «Ликвидации». Новый фильм - по романам Юлиана Семенова о молодости Штирлица. Съемки идут полным ходом, но на канале «Россия» его планируют показать весной 2009 года.


2008. «Апостол». Евгений Миронов стал разведчиком не по своей воле.

Уже сейчас в Крыму и в Киеве снимается вторая часть «Смерти шпионов». Возможно, этот фильм появится на нашем ТВ нынешней осенью.

Ошеломляющий успех «Апостола» (по рейтингам его посмотрел чуть ли не каждый третий житель России) тоже не останется без внимания. Пока ничего конкретного производители не обещают, но, по нашим сведениям, работа над продолжением уже началась. Так что разведка не дремлет!


2008. «Разведчики. Последний бой». Борис Щербаков теперь тоже стал бойцом невидимого фронта.