Современные школьники плохо читают - в прямом смысле смотрят в книгу и видят фигу.
По данным международного исследования PISA, почти каждый десятый школьник не может выделить основную идею прочитанного текста или найти в нем какую-то информацию.
Еще 18% не могут сделать даже простые выводы из прочитанного и продемонстрировать хоть какое-то понимание.
Для сравнения, в других странах такие проблемы возникают у 6% и 12% школьников соответственно.
Что не так с нашими детьми? Как увлечь их чтением? И что будет, если они совсем перестанут читать?
Быстро и пусто
По словам физиолога Марьяны Безруких, так нам аукается пережиток советской системы образования, когда детей натаскивали на скоростное чтение.
Читатели старшего возраста, наверное, и сами проходили такие тесты - ребенку дают читать вслух фрагмент из книжки, рядом садится медсестра с секундомером и считает, сколько слов школьник успеет протараторить за минуту. Про понимание даже речи нет. Кое-где, особенно в регионах, скорость чтения меряют до сих пор.
- Для того чтобы понимать, что мы читаем, мозг должен быть достаточно сформирован, - объясняет Ольга Драгой, заведующая Научно-учебной лабораторией нейролингвистики. - Мы проводили исследование и смотрели, как читают текст взрослые и дети, на чем фокусируется их внимание. Взрослые воспринимают слова целиком, третьеклассники - скорее по слогам, а вот в первом классе дети рассматривают чуть ли не каждую букву.
Для дошкольников и тех, кто только-только пришел в школу, чтение - это серьезный труд, без шуток. Воспринимать сложные тексты для них - все равно что читать по-болгарски: буквы знакомые, а смысл ускользает.
Поэтому главное правило выглядит парадоксально: хотите, чтобы ребенок любил книги, - не грузите его ими.
Вместе и вслух
Тут все зависит от родителей. Чтобы в первом классе школьник читал бегло и осмысленно, у него должен быть хороший словарный запас и фонематическая подготовка.
- Фонематические навыки - это то, насколько хорошо ребенок умеет соотносить звуки, которые слышит, и буквы, которые видит, - объясняет Марина Кузнецова, один из авторов исследования о читательской грамотности первоклассников. - Для этого полезно играть с ребенком в игры с буквами и словами. И, конечно, чем больше родители общаются с ребенком, говорят с ним на правильном литературном языке, тем лучше его речь и проще ему осваивать чтение.
Самый простой способ увлечь малыша книгой - читать вместе с ним вслух. А после обсуждать сюжет и персонажей, придумывать свои собственные истории про полюбившихся героев и альтернативные варианты развития событий. Это развивает и фантазию ребенка, позволяя мозгу работать лучше.
- Взрослые часто думают, что сказка на ночь - это для малышей, - говорят исследователи. - Однако это развивает сразу несколько навыков. Ребенок учится воспринимать текст на слух, а это потом пригодится ему на уроках. Развивается его словарный запас, и у него потом не будет ступора, если в книге встретится незнакомое слово. Все это позже хорошо сказывается на успеваемости в школе. И наоборот, если у ребенка скудный словарный запас и плохо с фонетикой, то даже если его рано научат читать, он будет прогрессировать гораздо медленнее сверстников.
Мнение эксперта
"Способность учиться может стать привилегией элиты"
Сейчас столько аудиокниг, подкастов, видеороликов и инфографики, что больше не нужно проглатывать огромные "кирпичи" текста, чтобы узнать что-то новое. Да и интернет во многом способствует клиповому восприятию информации. Ленты соцсетей с короткими постами, пятиминутные ролики обо всех тайнах науки и беллетристика в кратком пересказе - читать больше необязательно.
- Это одна из ловушек современности - уметь читать сложные тексты теперь необязательно, поэтому таких людей будет становиться все меньше и меньше, - уверена нейролингвист Татьяна Черниговская. - Разница между теми, кто может читать сложную литературу, и теми, кто читает посты в интернете, будет нарастать. Но получить действительно хорошее образование, фактически не умея читать, невозможно. И сама способность учиться может стать привилегией элиты.
В тему
Книги которые заставят полюбить литературу
- Джоан РОУЛИНГ, серия про Гарри Поттера - сколько лет прошло, а приключения мальчика-волшебника до сих пор в топе продаж.
- Всеволод НЕСТАЙКО, "Тореадори з Васюківки" - забавные приключения двух сельских мальчишек - одна из самых популярных украинских книг.
- Джон ГРИН "Виноваты звезды" - о любви, для подростков постарше - учат ценить каждое мгновение жизни.
- Харпер ЛИ "Убить пересмешника" - как доступно и спокойно обсудить такие серьезные вещи, как расизм, бедность, насилие.
- Роальд ДАЛ "Матильда", "Чарли и шоколадная фабрика" - чудесные сказки для детей от 7 лет о том, как бороться с плохими качествами в других и воспитывать хорошие в себе.
- Джон Р. Р. ТОЛКИН "Хоббит", "Властелин колец" - фантастические миры, в которых благородство, дружба, отвага и смекалка рано или поздно побеждают вселенское зло.
- Джефф КИННИ "Дневник слабака" - серия книг о школьнике, который учится справляться со смешными и грустными ситуациями в жизни.
- Ульф СТАРК "Чудаки и зануды" - когда ты девочка и кажется, что весь мир против тебя. А у мамы новый бойфренд, в новой школе тебя принимают за мальчика, кроме того, ты влюбляешься.
- Стивен ЧБОСКИ "Хорошо быть тихоней" - для ребят постарше, где-то лет с 14-ти. Роман о взрослении, о попытке разобраться в себе, в своих чувствах.