На днях премия Шнобеля мира досталась команде психологов за доказательство, что любители глубокомысленных фраз в интернете обладают низким уровнем интеллекта и чаще верят в паранормальные явления и теории заговора.
А теперь исследователи пришли к выводу, что распространение социальных сетей приводит к росту радикальных настроений в обществе.
Механизм прост. Мы все чаще получаем информацию из ленты новостей в Фейсбуке или Одноклассниках. Но как формируется этот новостной поток? Это, как правило, посты, которыми делятся наши друзья, или новости, связанные с нашими запросами в поисковых системах. А еще темы, которые вы отметили кнопкой "нравится" или "like"... В общей сложности насчитывается около 57 видов отбора информации "под клиента". Ученые называют это "попасть в пузырь фильтров".
В плену фильтров
- В идеале целью общения людей друг с другом является поиск истины, - считает специалист по коммуникациям Сергей Давыдов. - Для этого у нас должна быть объективная картина мира, где представлены все точки зрения. Но в соцсетях происходит другое. Мы общаемся не для того, чтобы найти истину, а чтобы укрепиться в своей точке зрения. Фейсбук идеально для этого подходит, он формирует для каждого пользователя свою картину мира. Поклонники идеи о том, что Земля плоская, могут найти новых сторонников. А те, кто считает, что при этом она покоится на трех китах, получают очередные доказательства своей правоты.
Что же происходит с нашей картиной мира? Реформаторы получают новости, которые соответствуют их представлениям о прекрасном. Консерваторы тоже варятся в собственном соку. И привыкнув слышать только собственное эхо, перестают понимать мотивы людей с другой позицией. Им в голову не приходит объяснить поступки оппонентов наличием иных интересов, проще воспринимать их как порождение мирового зла.
Почему мужчины вырождаются?
Профессор Стэнфордского университета Филип Зимбардо, ученый с мировым именем, объявил о начале эпидемии застенчивости среди мужчин.
- Мы наблюдаем стремительный процесс вырождения мужского начала в обществе, - утверждает он. - Именно сильный пол хуже всего справляется с социальными изменениями, которые породили цифровые технологии. Главное из них - минимизация прямых человеческих контактов. Сегодня рекордное количество молодых людей не стремятся учиться новому, не умеют общаться с противоположным полом и терпят неудачи в сексе.
Отказ от привычной мужской стратегии поведения ("пришел, увидел, победил") связан со страхом быть отвергнутым или произвести плохое впечатление на окружающих. Перспектива потерпеть неудачу пугала мужчин всегда, но в докомпьютерную эпоху неизбежность человеческого общения помогала парням социализироваться.
Зимбардо приводит следующие цифры: 30 лет назад 40% американцев считали себя застенчивыми. Еще 40% признавались, что испытывали такое ощущение в детстве, но преодолели эту черту характера. 15% заявили, что застенчивы только в определенных ситуациях (первое свидание, публичное выступление). И только 5% никогда не комплексовали.
А относительно свежий опрос (2007 год) Университета Индианы приводит совершенно другие данные: 84% молодых людей испытывают проблемы, связанные с застенчивостью, и только 1% эти переживания незнакомы.
- Сегодня молодому человеку сложно заставить себя спросить незнакомца, как найти дорогу, - утверждает Зимбардо. - Он лучше воспользуется навигацией в своем смартфоне. Теперь интернет дает возможность учиться, работать и общаться без прямого контакта с людьми. В результате мы теряем такие важные навыки, как умение вести переговоры, поддерживать беседу, считывать язык тела и мимику собеседника. Поэтому молодые люди замыкаются в себе, постоянно играя в компьютерные игры или зависая на порносайтах. Самое печальное, что компьютер делает такую жизненную модель вполне самодостаточной и комфортной.
НА ЗАМЕТКУ
Темная сторона Фейсбука
Как по страничке пользователя определить его характер
В реальном общении мы привыкли составлять суждение о людях по манере себя вести, мимике, жестам, интонации, с которой они разговаривают. Да и правило "встречают по одежке..." никто не отменял. Но в социальных сетях эта система кодов не работает. Тем не менее шведские ученые из Академии Сальгрена (Гетеборг) и Университета Лунда составили инструкцию, как по информации, которую выкладывает пользователь на своей страничке, определить его личные качества.
- Нарциссы. Они выдают себя, превращая страничку в бесконечный рапорт о своих "боевых заслугах". При этом положительные качества многократно преувеличиваются. В разделе "фото" вы не увидите ничего, кроме физиономии пользователя, запечатленной с самой выгодной стороны. Любят писать комментарии в духе "Другим людям не понять, что такое истинное счастье!" Публикуют посты о своих диетах и о занятиях спортом.
- Психопаты. Распознать их легко по стремлению шокировать публику постами и картинками вызывающего характера. Они могут выставить фото порнографического содержания или смаковать натуралистичные подробности катастрофы... Дело в том, что психопаты не способны сопереживать и ставить себя на место другого человека. Им трудно представить, что, публикуя фото изувеченного человека, они могут сделать кому-то больно.
- Невротики. На аватарку (основное фото) предпочитают ставить не свою фотографию, а изображения животных, литературных персонажей или героев мультиков. Часто обновляют статус. Охотно делятся информацией о своих отношениях, поскольку нуждаются в одобрении и сочувствии.
- Макиавеллисты. Славятся циничными, аморальными суждениями, воспевают культ грубой силы. Почти ничего не пишут о своих переживаниях. Склонны к обману, стремятся манипулировать своими читателями, чтобы получить какие-то преимущества.
- Экстраверты. Так называют открытых в общении людей. У них, как правило, очень много друзей в сетях. Они неохотно делятся личной информацией, зато активно обсуждают социальные или политические события. Используют сеть прежде всего для коммуникации. На аватарках часто выглядят старше своего реального возраста, потому что хотят быть солиднее и представительнее.