Факт. Уборка в учебных заведениях на аутсорсинге: готова ли Украина?

Украина активно реформирует свою сферу образования. Готова ли страна еще и к такому направлению реформирования сферы образования?

Первый этап преобразований и инноваций коснулся в основном школ. Чиновники всерьез взялись за школьные программы для младших классов, поменяв при этом не только формулировки, но и сами подходы и требования к учебному процессу. На очереди изменения и улучшения в части высших учебных заведений.  Недавно глава Кабмина заявил об увеличении заработной платы для учителей.

Это, конечно, не может не радовать, ведь наша сфера образования давно нуждалась в глобальных и детальных преобразованиях. Однако, система образования – это не только обучающие процессы. Есть масса других факторов, которые также показывают состояние дел в этой сфере и влияют на обучение, его результативность и отношение к системе в целом. И именно сейчас, когда все устаревшие подходы начали менять на новые, современные, европейские, самое время вспомнить и о них. Речь идет о кардинальном пересмотре подходов к обеспечению жизнедеятельности учебных заведений всех уровней - от детских садов до ВУЗов. Уборка помещений, сантехнические и электроработы, обслуживание систем отопления – это только малая часть того, что можно было бы отдать на аутсорсинг частным компаниям.

Не секрет, что сейчас на решение технических вопросов и обслуживание школ, детсадов и ВУЗов из государственной казны выделаются минимальные бюджеты, по сравнению с потребностями. Большинство всех работ финансируются за счет родителей, различных родительских комитетов, спонсорских взносов и т.д. Но даже и в этом случае, львиная доля того, что делается, проходит в аварийном режиме – срочная замена труб, ремонт крыш, крылечек, козырьков, ремонты, послеремонтная уборка и т.д. А ведь если посмотреть на опыт наших соседей европейцев, где все направление технического обеспечения деятельности учебных заведений отдают на обслуживание частным компаниям, то поучиться нам есть чему.

По разным данным, в Европе от 60 до 75% объектов сферы образования обслуживают различного рода сервисные компании. В Америке этот показатель достигает практически 100%. И если мы давно и довольно успешно переняли у развитых стран для себя систему поставок продуктов питания частными компаниями для обеспечения завтраками и обедами наших школьников, то почему бы нам не использовать похожий опыт и в сфере технического обслуживания. Тем более, что постепенно на аутсорсинг непрофильные задачи стали все чаще отдавать различные государственные органы. Кроме того, у нас хоть и недавно, но довольно результативно работает система электронных закупок.

А для сервисных компаний сегмент заведений образования очень перспективен. Более того, конкуренция в этом направлении на аутсорсинговом рынке Украины очень большая. А это значит, что главным критерием выбора обслуживающей компании должно и может стать качество предоставляемых услуг.

По словам руководителя крупной украинской facility компании "ИНВАЙТ" Татьяны Давидович, клининговые компании давно присматриваются к этому сегменту, а также вполне готовы как технически, так и технологически к обслуживанию таких объектов.

"Большие сервисные и facility компании уже давно работают с частными учебными заведениями. В общей массе показатель таких объектов очень мал, но результаты такого аутсорсингового обслуживания все же есть. Такие школы получают качественный сервис, оптимизируя при этом свои затраты. Свободные средства направляются на различные программы развития", – отметила Татьяна Давидович.

Среди неоспоримых преимуществ клинингового обслуживания учебных заведений, по ее словам, стоит отметить возможность детального и грамотного выстраивания всех процессов уборки на объекте. Так, только профессиональная компания может правильно рассчитать количество персонала, который будет задействован в обслуживании объекта. Зачастую, есть примеры, когда объект обслуживает большое количество человек, но ожидаемого и качественного результата, к сожалению, это не дает. Все оправдывается нехваткой средств на качественные моющие средства, инвентарь и т.д. Но, как показывает практика, профессионально обученный сервисный персонал имеет возможность и опыт обслуживания большего количества квадратных метров меньшим количеством людей. При этом, профессиональные клинеры владеют оптимальными технологиями уборки. А это, в свою очередь, не только существенно увеличивает производительность труда, но и значительно оптимизирует затраты.

 

"Также, не стоит забывать, что в детских садах, школах и других учебных заведениях действуют строгие санитарные нормы. От сюда и более тщательный подход к выполнению уборочных работ. Клининговые компании готовы гарантировать выполнение всех норм и требований, а также использование исключительно экологически чистых гипоаллергенных сертифицированных средств. При этом, такие средства не будут стоить дороже тех, которые сейчас используются в школах. За счет больших объемов закупок крупные клининговые компании имеют существенные скидки у поставщиков", - уверяет эксперт.

При этом, Татьяна Давидович добавляет, что главным приоритетом в этом вопросе является здоровье детей, которое зависит от чистоты помещений, где они проводят большую часть дня.

"Не менее важны правильный подбор и дозирование моющих и дезинфицирующих средств. Не стоит забывать, что в детских коллективах часто вводятся карантинные ограничения. Ежегодно мы переживаем сезонные вспышки инфекционных и вирусных заболеваний.  А профессиональные клинеры владеют необходимыми знаниями и навыками, помогающими "купировать" такие ситуации", – отмечает руководитель сервисной компании.

Вопрос довольно актуальный и своевременный. Ведь с помощью его можно не только более профессионально и грамотно подходить к вопросам технического обслуживания учебных заведений, но и избавиться от некоторых пережитков прошлого и рудиментов постсоветского пространства. К примеру, всем нам известно, что во многих школах ученики сами убирают свои классные комнаты, одновременно наводя чистоту и воспитывая дисциплину. Идея, может, и не плохая, однако в цивилизованных странах методы трудового воспитания совсем другие. Ведь только представьте себе, как ребенок, даже при очень усердном мытье, может очистить свое рабочее место от всех бактерий. А между тем, дети за партами во время учебного процесса находятся от 5 до 8 часов ежедневно.

 

"Важным вопросом для родителей всегда считалась чистота поверхностей в столовых и туалетных комнатах. По интенсивности и частоте уборки эти зоны можно сравнить, скажем, с зонами с большим человекопотоком на коммерческих объектах. Но есть и специальные требования, касающиеся дезинфекции и санитарной обработки поверхностей, которые стоит выполнять. Мы можем это делать", – резюмировала Татьяна Давидович.

Такие заявления обнадеживают. Однако, для эффективного применения зарубежного опыта обслуживания образовательных учреждений требуется серьезная и детальная подготовка. Как минимум, следует разработать сертификационные требования к компаниям, предоставляющим сервисные услуги школам, детским садам, ВУЗам и т.д. Обязательны также и четко прописанные алгоритмы выбора компаний.

Радует одно, начало трансформации нашей системы образования уже положено. Нам следует не только контролировать ход начавшихся изменений, но и инициировать необходимые, полезные и эффективные преобразования всех процессов. Ведь от качества профессионального технического обслуживания, в частности, уборки в учебных заведениях напрямую зависит здоровье наших детей. При правильном комплексном подходе реализация изменений в этом направлении не заставит ждать позитивных эффектов. Как обычно, нужна самая малость: решительное желание что-либо изменить, ну и ряд законодательных инициатив, регулирующих все процессы в этом довольно непростом, но таком актуальном вопросе. И кто знает, может уже через пару лет мы получим не только реформированную систему обучения наших детей, но и эффективно работающий механизм частно-государственного партнерства в техническом направлении этой сферы, являющийся ее неотъемлемой частью.