Год авиасанкций: пассажиры проиграли, авиакомпании выиграли

На этих выходных исполняется ровно год с того момента, как наше правительство приняло решение о введении санкций в отношении российских авиакомпаний.

Фото: Thinkstock

Через месяц запрет на полеты вступил в силу с нашей стороны, а РФ ввела симметричные меры. В итоге, прямое авиасообщение между двумя странами прекратилось. Мы решили разобраться, как изменились пассажиропотоки в последнее время.

Транзитом через Минск

Сразу после введения запрета на полеты между Украиной и Россией многие эксперты прогнозировали чуть ли не коллапс авиаотраслей двух стран. И действительно, в украинской МАУ говорили о том, что на этих направлениях они потеряли около 300 тысяч пассажиров в год.

Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Если есть спрос, будет и предложение. Уже спустя несколько месяцев спустя несколько месяцев авиакомпании двух стран нашли компромиссные варианты – полеты через Минск, Вильнюс, Ригу и Кишинев. Схема выглядит так: украинский перевозчик летит до белорусской столицы, а оттуда уже авиакомпанией "Белавиа" в РФ. Точно так же летают и российские перевозчики – везут пассажиров до Минска, а оттуда "Белавиа" везет их в Украину. Бывают и другие варианты, но именно беларусский перевозчик стал основным помощником в "обходе" санкций.

По последним данным количество рейсов, выполняемых авиакомпанией "Белавиа" в города Украины выросло до 56 в неделю. На данный момент белорусский перевозчик летает в следующие украинские аэропорты: аэропорт "Борисполь", Международный аэропорт "Киев" (Жуляны), Международный аэропорт "Харьков", Международный аэропорт "Одесса". Кроме того, вместе с авиакомпанией "Мотор Сич" "Белавиа" выполняет полеты по маршруту Минск-Запорожье-Минск. Статиктика компании показывает, что около 65% пассажиров летят через Минск с пересадкой.

По словам представителей украинских перевозчиков, еще одной проблемой, с которой они столкнулись, стало то, что очень много транзитных маршрутов было завязано именно на Москву. То есть, Россия была транзитным рынком для украинских компаний, а для российских компаний эту роль играла Украина. Потом компаниям пришлось в срочном порядке менять свои стыковки.

Пассажиры теряют время и деньги

Нашему читателю Александру по работе часто приходится ездить в Москву, так что отмена рейсов вылилась ему в дополнительные траты времени и денег. "Облетает санкции" он через Минск – так по нынешним временам быстрее всего. И, что немаловажно, дешевле.

- До осени 2015 года я  летал самолетами компании "Трансаэро", - рассказывает Александр. – Время  в полете полтора часа, а билеты  часто удавалось "поймать" по 30-40 долларов. Сейчас рейс через  Минск – это минимум сотня  баксов и 3,5 часа времени: час из Внуково до Минска, полтора часа пересадка, и еще час из Минска в Киев. Некоторые стыковочные рейсы предлагают "пересаживаться" по 5-10 часов, но это уже какой-то садизм! Хорошо хоть нет пограничного контроля при вылете в Минск – он только при вылете в Киев. Но все равно это не сильно экономит время.

А вот киевлянку Татьяну рейсы с пересадками вынудили пересесть на поезд. Цена вопроса та же, но зато, говорит Татьяна, она не тратит на переезды световой день. Вечером села в Киеве, утром – уже в Москве. Правда, выспаться не удается, ведь приходится дважды просыпаться для прохождения российской и украинской таможни.

Запрет пошел на пользу

Кроме пассажиров, недосчиталось своих денег государство. Самой пострадавшей в этой ситуации можно считать украинскую службу обслуживания авиасообщения  "Украэрорух". Она потеряла за год по оценкам около 11% прибыли, а это около 11 млн евро или 330 млн гривен.

А вот перевозчикам, запрет пошел на пользу. Они переориентировались на другие направления и не прогадали. Так в МАУ говорят, что в первом полугодии перевозки выросли по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 24% — до 2,5 млн пассажиров. При этом, по рынку в целом рост проданных авиаперелетов в Украине составил чуть более 11%.

В плюсах работают и украинские аэропорты. В аэропорту "Борисполь" сообщили, что для компенсации потерь от полетов в РФ привлекли пять новых авиаперевозчиков. Кроме того, авиакомпании открыли дополнительно 25 новых направлений, а также увеличил частоту полетов по 26 существующим направлениям. В итоге, пассажиропоток вырос на 14%.

- Несмотря на прекращение  авиасообщения с Российской Федерацией (был отменен 81 рейс в неделю), количество рейсов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 1%, - сообщили в  компании. - Таким образом, аэропорту "Борисполь" удалось полностью компенсировать негативное влияние неблагоприятных внешних факторов.

Как видите, в проигрыше от украино-российских авиасанкций остались только пассажиры.

ДЕНЕЖКИ

Самый дешевый и, соответственно, самый неудобный способ добраться до Москвы – это автобус. В дороге придется трястись минимум 16 часов без всякой гарантии, что вы не простоите несколько часов на таможне. Интернет-сервисы предлагают билеты на Москву от 420 грн., однако "КП" в Украине" сделала несколько звонков и убедилась: на самом деле цена стартует от 550 грн.

Поездов в российскую столицу ездит не так много, как раньше, но все же билеты купить можно. Например, на сегодня, 23 сентября, можно купить билеты на поезд №6 (купе – 2813 грн., плацкарт – 1623 грн.), а также на поезда №24, 55 и 90  (купе – 2510 грн., плацкарт – 1439 грн.).

Билет на самолет обойдется минимум в 3,5-4 тыс. грн. Но если сразу брать билеты "туда/обратно" можно уложиться в стоимость купейного места на поезде.