Представляем 25-й том. Эмиль Золя: «Страница любви»

Лидия ПАВЛЕНКО, корреспондент «КП», о своей любимой книге.

Одновременно плакать и читать очень неудобно. Поэтому, взявшись за роман Золя, приготовьте пару носовых платков - вытирать слезы. Писатель на заре своей литературной карьеры зарабатывал на хлеб журналистикой, откуда и усвоил, что наибольшим успехом у читателя пользуется то, что трогает за душу. Но при этом он не скатывался до написания слащаво-сентиментальных вещиц. Наоборот, Золя безжалостно обнажал правду жизни во всех ее проявлениях, включая уродства и пороки. Он так увлекся этим процессом, что даже стал родоначальником нового направления в литературе - натурализма. «Человек - это то же самое животное, его поступки предопределены инстинктами, наследственностью и средой» - вот так кратко можно объяснить идею натурализма.

Надо заметить, у Золя были веские основания думать именно так. В юности, пытаясь покорить Париж, он несколько лет прожил в страшной нищете. Ночевал в грязном приюте, где его соседями были воры и проститутки. Уж они-то действительно жили инстинктами. Как и сам Золя в то время. Чтобы утолить голод, он ловил на крыше воробьев, жарил их и ел. Кстати, когда Париж ему все-таки покорился и Золя стал неплохо зарабатывать своими романами, он отъелся до приличных размеров - весил больше 100 килограммов. У него появилась жена - красавица Александрина. Он захаживал к ней в спальню по расписанию, раз в десять дней, ибо считал, что в сексуальные отношения надо вступать только с целью продолжения рода, а не ради удовольствия. Эту теорию Золя потом опроверг собственным примером. Жена, с которой у него был секс «ради продолжения рода», так и не подарила ему ни одного ребенка. А стоило Золя влюбиться в девушку на 20 лет моложе себя и вступить с ней в связь «ради удовольствия», как она одного за другим родила ему двоих детей.

Роман «Страница любви» Золя написал еще тогда, когда собственное отцовство было для него только мечтой. Он боготворил детей, страстно хотел, чтобы у него появился хоть один малыш - неуклюжий, смешной, бесконечно любимый. И, что бы там ни говорили литературоведы, для меня «Страница любви» - это произведение о том, что ни одна идея в мире не стоит слезы ребенка. Так Достоевский говорил.

Главная героиня романа Элен вбила себе в голову, что ей надо влюбиться в достойного мужчину. Она и влюбилась. Но заплатила за это жизнью своей дочери. Девочка зачахла просто потому, что почувствовала себя ненужной, ей показалось, будто мать отдалилась от нее. Сюжет и так экстремальный. А Золя еще и усилил его дотошным описанием драмы. Пять глав он посвятил страшной развязке: страдания девочки, ее агония, кукла, которую сжимают маленькие мертвые ручки, белые розы на похоронах, раскаяние матери. «Смотри, мать, что ты натворила!» - читается между строк романа. При этом автор даже преступное, по его мнению, притяжение Элен к мужчине изображает отнюдь не с беспристрастным натурализмом, а тонко и возвышенно. «...Она испытывала унижение за Анри... чувствовала к нему жалость, несколько умалявшую его в ее глазах, но в то же время любила его еще больше - любовью, в которую теперь вошла смутная мысль о том, что ей следует защитить Анри», - пишет Золя. Испытывать унижение за любимого - маленький нюанс, вполне объясняющий, какова была точка кипения чувств. Впрочем, у героини после гибели ее ребенка быстро все «выкипело»...

Любовь оказалась не просто перевернутой, а вырванной из жизни страницей.