Креативный продюсер FILM.UA Олеся Лукьяненко: Наши телезрители больше всего любят мелодрамы[видео]

В редакции "КП" побывала "главный придумщик" крупнейшей украинской кинокомпании.

Креативный продюсер FILM.UA Олеся Лукьяненко. Фото: Оскар Янсонс

Отвечая на вопросы наших читателей, Олеся Лукьяненко поделилась секретами сериальной кухни, рассказала о жанрах кино, которые по душе украинцам, и приоткрыла маленькие тайны будущих кинохитов. 

Семейные истории с юмором - то, что нам сейчас надо

- Олеся, чем занимается креативный продюсер, что входит в ваши обязанности?

- Креативный продюсер - это художественный руководитель проекта. Он отвечает за проект от создания идеи (иногда он и соавтор идеи) до финальной версии монтажа… 

В последнее время мы стараемся самостоятельно генерировать идеи, а потом уже подбирать команду сценаристов, которые бы могли эту идею для нас расписать. Например, над сценарием для "Гречанки" мы работали около двух лет. 

- Кроме "Гречанки" не так давно вышел еще один ваш сериал, ставший мегапопулярным, - "Красная королева". Как определяете, что стоит снимать, а что нет? 

- Что касается "Гречанки", мы понимали, что это может быть хороший формат мыльного сериала. Нам показалось, что конфликт невесты и свекрови будет понятен нашему зрителю.

"Красная королева" (наш совместный проект со студией PRONTO FILM) - это уже драматический сериал (не мыло), красивый,  качественно снятый. Когда мы обсуждали идею этой истории, то нас привлекли два момента. Первый - сильная драматическая история главной героини. Второй - антураж, закулисье Дома моделей в советское время, когда, казалось бы, моды не существовало. Но, несмотря на то, что были ограничения в моде, возможностях, это было необычайно стильное, яркое время. И мы почувствовали, что можем сделать вкусную, красивую историю. 

- Экономический кризис, нынешние события в стране как-то отразились на востребованности жанров? Что больше всего хотят смотреть украинцы? 

- Наверное, самый распространенный жанр на нашем рынке - это мелодрама. Если с этим приходить на наши телеканалы, никогда не прогадаешь. Нам кажется, хорошие, добрые, семейные истории с юмором сейчас хорошо воспринимаются зрителем. Также - детективы с закрученным сюжетом, такие себе головоломки как способ отвлечения от реальности.

"Запреты демонстрируют ограниченность тех, кто запрещает" 

- У всех на слуху скандал, который разразился вокруг студии "Квартал 95". Как вы считаете, могут ли быть табу в художественном кино, сценариях?

- Мое личное мнение - запреты никогда ни к чему хорошему не приводили. Тем более когда речь идет об искусстве, культуре. Мне кажется, запрет, в первую очередь, демонстрирует некую ограниченность тех людей, которые что-то запрещают.  

- А наш зритель готов смеяться над собой?

- Конечно! И мне кажется, всегда! Между прочим, полные залы на концертах "Квартала 95", полные кинотеатры, когда они выпускают свои фильмы, свидетельствуют об этом. Рассмешить человека - это большой дар. Другой вопрос, что наши политики не готовы смеяться над собой.

- Уже прошло около двух лет с момента, как ввели запрет на российскую продукцию. Как этот запрет повлиял на кинопроизводство в Украине?

- Мы меньше снимать не стали. А плохо это или хорошо? Например, наша студия несколько лет назад сняла фильм "Мотыльки" - это четырехсерийная очень серьезная драма о Чернобыльской трагедии. В этом фильме снялся Юрий Назаров - российский актер с большой фильмографией, очень приятный человек в работе, большой профессионал. Снимался фильм около пяти лет  назад, когда еще не было конфликта между Россией  и Украиной. У Назарова - небольшая роль, он играет дедушку главной героини. Но этот человек в черном списке Госкино, и из-за этого весь фильм запрещен к показу. А фильм уникальный. Наши дизайнеры для этого фильма восстановили 3D-модель Чернобыльской АЭС, получили за свою работу множество призов на международных фестивалях. В итоге - картина лежит на полке.

- Раньше российские производители часто приезжали в Украину снимать кино. Сейчас ездят?

- Если говорить о сотрудничестве между российскими и украинскими кинематографистами, да, оно продолжается. Производство хорошего сериала - процесс дорогостоящий. Если снимать только для внутреннего рынка Украины, без ко-продюсера, о дорогих сериалах можно забыть.

Для внутреннего рынка могут быть сняты длинные сериалы, недорогие в производстве, 40-60 серий. Когда же мы говорим о хорошем, качественном, конкурентном во всем мире контенте, должен быть ко-продюсер.

Отношения с российскими коллегами выстраивались давно. Работа на два рынка здесь понятна - между нами много общего: язык, культура, ментальность и т.д. Мы продолжаем работать с нашим российскими партнерами.

При этом ищем и новые возможности, новых ко-продюсеров из других стран. Но здесь нужно понимать, что выстроить отношения с европейскими коллегами, той же Польшей, сложнее, поскольку у нас разные языки, разные привычки смотрения, разные актеры и т.д.

Сериал "Гречанка" - образец того, как из конфликта невестки (Ольга Гришина - слева) и свекрови (Ольга Сумская) можно сделать долгоиграющую и вкусную киноконфетку. Фото: FILM.UA

О НОВИНКАХ

- Сейчас у нас в запуске примерно 30 проектов, - говорит Лукьяненко. - Начались съемки третьего сезона "Нюхача". Еще из знакомых зрителю названий: третий сезон "Женского доктора", второй и третий сезон "Дежурного врача".

Также в производстве несколько новых детективов - "Две жизни" (рабочее название - "Чужая жизнь") и "Контакт". Запустили большой проект "Линия света" - о религиозной общине, подчиненной власти одного человека.

Новый для нас формат - драмеди "Папа Дэн" (рабочее название) о непростых отношениях пары, где ему 24, ей 39 лет, и еще у нее трое детей и злая свекровь, но, несмотря ни на что, они хотят быть вместе.

Для поклонников длинных сериалов готовим мегаэмоциональную драму "Нити судьбы" о двух сестрах, разлученных в детстве.

Ну и большая премьера в кинотеатрах уже в конце этого года - фэнтези "Сторожевая застава". Уникальный по производственным мощностям проект. С уверенностью могу заявить, что так в Украине еще никто не снимал!  

О ГОСПОДДЕРЖКЕ 

Одна серия стоит минимум $300 тысяч

- Сейчас многие просят у государства денег на кино. Но если государство дает деньги, оно диктует свои правила?

- Сегодня вопрос стоит не так - государство не диктует правила игры, по крайней мере мне хочется в это верить. 

Система грантов, которая может быть как государственной, так и от специальных организаций, фондов, существует во всем мире. Сегодня одна серия качественного сериала стоит от 300 тысяч до миллиона долларов. Это огромные деньги. Поэтому нормально, когда такие проекты делаются либо в ко-продукции с несколькими продюсерами из разных стран, либо когда эти проекты получают гранты.

Мне кажется, важно поддерживать не только фильмы, которые выходят в прокат, но и сериалы для телевидения. Поскольку сегодня телесериалы  - многосерийные фильмы или то, что на Западе называется drama-series - полнометражные картины для большого экрана. Они провокативнее, интереснее по художественному решению. Это то, что сейчас смотрит весь мир.

У нас есть объединение "КіноКраїна" (входят продюсеры основных продакшенов и телеканалов  страны), лоббирующее законопроект, который предусматривает поддержку не только фильмов для большого экрана, но и телесериалов. При этом коммерческие студии обязуются не только брать деньги у государства, но и возвращать их в казну.

Еще очень важный вопрос - освобождение от налогов для зарубежных кинематографистов. К нам готовы приезжать кинематографисты и из Европы, и из других стран, мы уже смогли доказать, что можем делать качественно. Но первый вопрос, который нам задают зарубежные продюсеры, касается возврата налогов (это работает во всем мире). Пока этого возврата нет, это их останавливает. Но мы надеемся, что закон будет принят и он даст возможность привлекать в Украину иностранных кинематографистов.