Луценко послал к Кернесу и Добкину вежливых человечков

В Харьков нагрянули с обысками 100 сотрудников прокуратуры и СБУ.

Фото: Константин БУНОВСКИЙ.

Десант ГПУ и СБУ высадился не только по месту жительства Геннадия Кернеса и Михаила Добкина, но и в доме матери последнего, а также в горсовете - в юридическом департаменте и департаменте земельного хозяйства. Такой выбор Юрий Луценко объяснил просто:

- Обыски проходят в связи с уголовным делом в отношении организации схемы по хищению 654 гектаров земли Харькова на сумму четыре миллиарда гривен. В организации схемы подозревают руководство города.

Проще говоря, чиновники незаконно выделяли землю, за что, видимо, получили весомую "благодарность".

Вели себя культурно

Михаил Добкин. Фото: Константин Буновский

Однако с визитом к Добкину получилось недоразумение.

- Пришли в дом, где проживаю я, моя супруга, двое детей. Якобы не знали, что я здесь прописан. Так как ордер на обыск выписали на мою жену, которую генеральный прокурор упорно называет моей мамой, – рассказал Добкин. - Вели себя очень культурно. Поговорили. Они назвали перечень документов, они у меня частично были. И я их добровольно отдал.

Трюк с ордером на супругу депутата – неплохой ход. Ведь по закону обыск в домах слуг народа возможен только с разрешения Верховной Рады. Потому из квартиры Добкина следователи ушли не солоно хлебавши.

"Извините за временные неудобства"

У гостиницы "Националь", где в Харькове проживает Геннадий Кернес, картина была другая. Входы-выходы перекрыли, постояльцев, правда, пускали. Очень умилила табличка "Извините за временные неудобства" на фоне вооруженных силовиков.

- У Геннадия Кернеса отобрали телефон, гостиница закрыта, - рассказал директор департамента по вопросам информации Харьковского горсовета Юрий Сидоренко. – Зачем было устраивать такое шоу? Все документы есть, их предоставили, сидите - изучайте.

Через час обыск в гостинице закончился. Параллельно он шел и в горсовете. Сюда, в отличие от отеля, пускают беспрепятственно. За стойкой на входе сотрудницы мэрии общались с посетителями – бабушками и дедушками. Женщины мельком, но с интересом рассматривали людей в камуфляже. Парни с автоматами кучковались у турникетов. На выходе из мэрии пожилая женщина, симпатизирующая городскому голове, не скрывает эмоций.

- Вон что придумали! Да наш Геннадий Адольфович - человек честный, зачем ему столько нервов? – возмущается женщина.

Геннадий Кернес: "Я стал изгоем для этой власти". Фото: Харьковский городской совет

"Я стал изгоем для этой власти"

Сам Кернес приехал с охранниками в мэрию на встречу с журналистами после обеда. Несмотря на то что денек у него выдался не самым спокойным, он был весьма сдержан, хотя на некоторые вопросы и отвечал сбивчиво.

- Я никуда не ухожу с должности, я не покидаю родную Украину и любимый Харьков, - сказал мэр города. - Я стал изгоем для этой власти: сначала меня не хотели пускать на выборы, сейчас вот это. Не понимаю некоторых действий, которые могли бы решаться в правовом поле, а не такими способами. Я общался в начале восьмого с представителями ГПУ и СБУ. Были понятые, мне предложили выдать документы, я сказал, что у меня таких  нет, они сказали, что проведут обыски. Я сказал - пожалуйста, все толерантно. 

Кстати, по словам представителей Добкина и Кернеса, по делу, из-за которого проводились обыски, прошло уже четыре суда, и все - не в пользу прокуратуры. Само дело заведено еще два года назад, и, как считают адвокаты подозреваемых, "получается, следственные органы проснулись только сейчас".

КСТАТИ

Три недели на побег?

Но это еще не конец. Как пообещал Юрий Луценко, обыски в Харькове продлятся еще несколько дней. Они проводятся по 120 адресам – по месту проживания и работы лиц, которые подозреваются в создании преступной организации, по месту регистрации юридических лиц, которые создавали жилищные кооперативы. Главное место, где работают следователи, - мэрия Харькова.

Подозрения конкретным людям Генеральная прокуратура предъявит через 3–4 недели. Столько времени, по словам Юрия Луценко, понадобится, чтобы обработать документы, изъятые в ходе обысков. Таким образом, у фигурантов "дела Кернеса и Добкина", кто имеет основания опасаться уголовного преследования, есть время покинуть Украину. 

В уголовном производстве по созданию преступленной группировки, организовавшей земельные махинации, могут фигурировать несколько десятков человек. Генпрокурор так описал схемы, по которым действовали заговорщики:

- Руководство города оформляло жилищные кооперативы и переуступало им землю. Собственниками участков становились приближенные к руководству города люди, члены их семей, партнеры по бизнесу, политики, судьи, работники правоохранительных органов.

При этом генеральный прокурор отметил, что в схемах фигурируют несколько народных депутатов, однако фамилий не назвал. Только намекнул: "Там он не один", имея в виду, очевидно, Михаила Добкина. И пообещал, что когда следователи получат факты, ГПУ выйдет в Раду с представлением о снятии с депутатов неприкосновенности.

Интересно, что генеральный прокурор сделал акцент на том, что в ходе обысков не собираются изымать личные вещи, за исключением разве только крупных сумм денег и драгоценностей. Вслед за этим он проинформировал, что у одного из депутатов горсовета - учредителя жилищного кооператива "Эрмитаж" - уже обнаружили 300 000 долларов. На всякий случай их изъяли.

СПРАВКА КП

Обыски в Харькове проходят в рамках нескольких уголовных дел - о совершении должностным лицом горсовета ряда преступлений: по ст. 191 ч. 5 "Хищение в особо крупных размерах" (это самая тяжелая статья из трех, по ней полагается наказание от 7 до 12 лет лишения свободы), ст. 364 "Должностное преступление" и ст. 255 "Создание преступной организации".

ВОПРОС РЕБРОМ

Какое отношение имеет квартира к депутатской неприкосновенности?

- По закону о статусе народного депутата жилье действительно защищено от обыска, пока парламент не проголосовал за снятие неприкосновенности, - разъясняет адвокат Игорь Степанов. – Обыск можно проводить у членов семьи депутата, в том числе и у супруги, только если сам депутат там не проживает и не зарегистрирован.

В то же время, отметил юрист, обычный человек не защищен от обыска, даже если он не является подозреваемым по уголовному делу или свидетелем.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Заявление партии "Відродження":

- Мы считаем, что действия ГПУ политически мотивированы. Более 65% харьковчан во время местных выборов отдали голоса за Геннадия Кернеса, что является абсолютно рекордным показателем поддержки в масштабах Украины. А также свидетельством того, что реальные дела и личный авторитет для людей всегда важнее пустых политических лозунгов. Давление на харьковского лидера партии "Відродження" мы воспринимаем как попытку власти подорвать деятельность нашей политической силы и попытку избавиться от конкуренции за голоса избирателей Харьковщины, а также как акт мести за поражение провластных сил в городе во время последних местных выборов.

Антон Геращенко, народный депутат:

- Какое политическое преследование? Кернес может говорить что угодно. На самом деле правоохранители расследуют уголовное дело о махинациях в земельной сфере, не более того. Насколько мне известно, собрано много материалов, которые указывают, что использовались лазейки, которые позволяли в обход аукциона выделять земли "нужным" людям. Затем земля продавалась. Деньги делились все.