Экономика – это не арифметика
Заявление "95-го" о попрошайничестве нашей страны вызвало не только бурю эмоций в соцсетях, но и околоэкономические рассуждения блогеров. В частности, в Сети начали распространяться таблички, которые наглядно показывают: внешний долг рос исключительно при Ющенко и Януковиче, а с 2014-го он начал неуклонно снижаться.
И хотя страна вроде бы подозревает, что ситуация с внешним догом сейчас безрадостная, не поверить собственным глазам все же трудно. Ведь на сайте Минфина черным по белому указано: снижался, да еще как! На 1 января 2014 года валовой внешний долг составлял более 142 млрд. долларов, а на 1 апреля 2016-го – менее 118 млрд. долларов.
В чем же дело?
- Да в том, что экономика – это не арифметика, и если человек освоил программу первого класса и вместе с ней математическую операцию сравнения "больше/меньше", это не означает, что он что-то понимает в экономике, - говорит экономист Андрей Мартынюк и приводит наглядный пример. Информация о том, что один человек взял в долг 100 долларов, а другой – 500, вовсе не говорит о том, что первому свой долг будет отдать проще и быстрее, чем второму. Тут важны и другие опции, которые могут полностью поменять картину. Например, первый человек – это безработный без сбережений, и он взял деньги в долг, рассчитывая жить на них месяц (кстати, и тут ситуация неоднозначная, и дальнейшее развитие событий зависит, скажем, от того, будет он это время искать работу или найдет у кого перезанять). А у второго зарплата 2 тыс. долларов, и он взял в долг лишь потому, что сию минуту это было проще, чем искать банкомат.
"Три кита"
Экономисты единодушны и безапелляционны: сравнения внешнего долга ВВП в абсолютных цифрах ровным счетом ничего не значат и хороши только для громких заявлений и пиара. Как объяснил "КП" в Украине" исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, говоря о внешнем долге необходимо учитывать как минимум три фактора:
- Соотношение долга к ВВП страны
- Стоимость обслуживания долга
- Экономическую динамику страны.
- Начнем с первого пункта: на сегодняшний день долг Украины находится на отметке, близкой к 90% ВВП, - говорит Устенко. – Это, без преувеличения, катастрофические цифры, поскольку нормой считаются долги до 60% ВВП (для сравнения: в 2014-м этот показатель составлял 78% - Авт.).
Впрочем, продолжает эксперт, после кризиса много поменялось, и некоторые страны действительно позволяют себе долги в 100% ВВП и даже выше. В частности, немало популистов играют цифрами внешнего долга США, который составляет 110% ВВП. И вот здесь мы переходим ко второму пункту.
- Очень важный вопрос – сколько стоит обслуживание долга, - продолжает эксперт. – США берут кредиты под 0,25% годовых, то есть проценты по кредитам составляют менее 0,3% их ВВП. Украинские кредиты привлекались под 5-8% годовых. То есть, даже если принять среднюю процентную ставку в 6%, получаем, что на обслуживание долга у нас уходит 5,4% ВВП.
Итак, более 5% того, что производится в стране за год (то есть каждую 18-19-ю гривну), мы отдаем просто в качестве процентов по кредитам. Нетрудно понять, что для того, чтобы жизнь внутри страны просто не ухудшалась, экономика должна расти как минимум на эти 5,4%. Если же рост меньше – страна постепенно скатывается вниз.
Кстати, говорит эксперт, американская экономика по итогам 2016-го вырастет на 2%, то есть с лихвой перекроет стоимость обслуживания своих кредитов.
По $3 тысячи на душу…
Справедливости ради отметим, что оценок внешнего долга страны существует масса. То есть его соотносят не только с ВВП, а с золотовалютными резервами или, например, пересчитывают размер долга на душу населения. Так много способов оценки существует неспроста, ведь ни один из них не дает однозначного ответа на вопрос, у кого ситуация с долгом "лучше", а у кого "хуже".
Так, например, в Украине показатель долга на душу населения составляет менее 3 тыс. долларов, а, например, в США – больше $50 тыс. И если они не парятся, то нам-то уж тогда чего?
- Показатель долга на душу населения вовсе не является исчерпывающим, - разъясняет директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. – Долг может быть совсем небольшим, но страна бедная и отдавать совсем нечем. Или, например, как в Украине, в стране может быть много пенсионеров и мало молодежи, так что более адекватной была бы оценка "долг в расчете на одного работающего".
Также не на руку Украине играет и то, что половина наших долгов краткосрочные, то есть в течение года надо большие суммы, продолжает Юрчишин. В то же время есть немало стран, где кредиты превышают 100 и даже 200% ВВП, но они были взяты на 20, 30, а то и 50 лет, поэтому сейчас они их не беспокоят.
И, наконец, резюмирует Юрчишин, многое зависит от традиций. Западный мир привык всю жизнь жить в долгах, они умеют это делать. А мы – не умеем.