"Это как же можно было так решить, что живого ребеночка убить?!"

Директора интерната подозревают в том, что она принуждала к аборту 14-летнюю сироту. За девочку вступилась женщина, которая хочет взять ее под опеку.

Диана с мужем (в центре) после обследования. УЗИ показало, что будет дочка. Фото: Алина Каплий

В Кировоградской области разгорелся скандал, которому дали имя "опекунский". Директора Александрийской школы-интерната подозревают в том, что она давила на 14-летнюю воспитанницу, чтобы та сделала аборт. Выводы областной комиссии, которая расследовала эту историю, будут сегодня. Но окончилась она хорошо. Диана сохранила ребеночка, которого хотели и она сама, и юный папа. А еще обрела человека, готового обо всех заботиться. Правда, до хеппи-энда еще далеко.

ТАК УЖ ПОЛУЧИЛОСЬ

Валентина Краснобаева говорит, что отдаст молодым большую комнату, а сама в маленькой будет жить. Фото: соцсети

После смерти сына Валентина Краснобаева осталась одна в двухкомнатной квартире. Дочка взрослая, живет отдельно с парнем.

- Сын мне не оставил внуков, жил с женщиной в гражданском браке, воспитывал двух ее мальчиков. Невестка первой умерла, детей забрали в интернат, - рассказывает жительница Кропивницкого (бывшего Кировограда). - А пару недель назад я на улице старшего - Сашу увидела. Обнялись, разговорились. Он сказал, что в училище поступил, хочет угол подыскать, в общежитии плохо. Я говорю: какой еще угол?! Идем ко мне жить. Он обрадовался. Попросил разрешения называть меня мамой.

В первый же семейный вечер 17-летний парень за чаем признался, что в Александрии у него есть любимая девушка, которой 14 лет. И что он… скоро станет отцом. Врачи Диану уже обследовали, пятый месяц беременности.

- Нет, не ругала я его, - улыбается женщина в ответ на наш вопрос. - Сами были молодыми, не понимаем, что ли. Сказала, что о внуках давно мечтаю, будем жить вчетвером. У меня по сердцу аж тепло шло, когда я слушала, как он с Дианой разговаривает. Такая у них любовь! Вот только спросила, учили ли их предохраняться. Саша сказал, что ничего такого - а он с Дианой в одном интернате был, в одном общежитии жил - им не рассказывали. Он сам все знает, но - так получилось.

А вскоре Валентине позвонила директор интерната и спросила, сможет ли она Диану на время беременности у себя поселить. В интернате ученики шалят, не дай бог, кто нечаянно в живот ударит.

- Мы хорошо так с ней тогда поговорили, она даже сказала, что я госпомощь на Диану буду получать, - продолжает Валентина Николаевна. - А минут через двадцать мне сама девочка звонит. Кричит, плачет: "Врач сказал, что меня в Кировоград повезут - беременность прерывать!" Тогда же Диана пожаловалась, что доктора якобы заявили: она - сирота, куда ее с ребенком девать. А главное, что при родах она может умереть.

ПРИЗНАЛАСЬ, ЧТО ХОЧЕТ ОСТАВИТЬ

Валентина Николаевна вспоминает, что нажаловалась на врачей-"террористов" директору интерната. Та ее успокоила, что все будет хорошо, но подтвердила: у девочки больные почки.

- А я отвечаю: если хоть волосок с головы ребенка упадет, никому не спущу, запретила Диане любые таблетки пить, чтобы с ней чего-то не сделали. Тут директор иначе стала говорить. Она, дескать, официальный опекун, а я девочке никто.

На следующий день, 8 августа, Диану привезли в Кировоградскую центральную областную больницу. Тогда же рассказала, что написала на имя директора заявление с просьбой об искусственном выкидыше.

Однако и Валентина Николаевна -женщина решительная. Сразу бросилась по врачам, прихватив для уверенности представителей местных СМИ. Подключились и служба опеки, и органы образования, и полиция. Скандал вспыхнул и разгорелся в один день.

-  Согласно постановлению Кабмина, есть медицинские, есть социальные показатели для прерывания беременности у несовершеннолетних. Когда директор интерната привела девочку в больницу в Александрии, там ее осмотрели, но на учет не поставили - дали направление в наш перинатальный центр для искусственного прерывания беременности по социальным показаниям. Заявление об этом написала директор, она же опекун, - рассказала "КП" в Украине" главврач областной больницы Лариса Андреева. - Но просто так это сделать нельзя. Сначала в основаниях должна разобраться комиссия. Да и мы видели: девочка колеблется.

С Дианой побеседовали психолог, главврач, зав­. перинатальным центром.

- Когда мы говорили за закрытыми дверями, девочка призналась, что боится при родах умереть. Ей объяснили, что всегда бывают риски, это естественно. Главное - находиться под контролем врачей. И пациентка сказала, что хочет оставить ребенка, - говорит Лариса Андреева. - Утром 9 сентября ее обследовали, УЗИ показало, что будет дочка. Организм будущей мамы, конечно, еще не сформирован, но девочка здорова, беременность протекает нормально, плод хорошо развивается. Комиссия составила протокол, что показаний для прерывания беременности нет. Пусть рожает на здоровье!

Валентина Краснобаева не устает хвалить врачей. И все еще кипит негодованием:

- Это как же можно было так решить, что живого ребеночка убивать?! Она даже 1000 гривен врачу успела дать на лекарства для выкидыша. Ей все вернули, до копеечки.

БУДУТ СДЕЛАНЫ ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЫВОДЫ

В больнице под наблюдением врачей Диана пробудет еще неделю. С ней продолжают работать психологи, социальные работники взяли судьбу будущей мамы под контроль. А Валентина Краснобаева мотается по инстанциям, чтобы получить разрешение забрать Диану к себе после выписки.

В Александрийской школе-интернате работала специально созданная областными властями комиссия. Директор заведения избегает контактов с прессой.

- Заключения комиссии будут известны 11 сентября, - говорит начальник управления образования Кировоградской области Владимир Таборанский. - Пока могу подтвердить, что была письменная просьба девочки на имя опекуна о прерывании беременности. Все мы понимаем, что есть педагогический недосмотр. По этому вопросу будут сделаны дисциплинарные выводы. А молодой семье окажем всяческую помощь.

По словам Владимира Таборанского, есть два выхода из ситуации. Первый - через суд снизить брачный возраст для будущей мамы и расписать ее с папой ребенка. Иначе малышку у несовершеннолетней сироты отберут. Второй - найти человека, который  возьмет опеку над Дианой, а после родов и над ее дочкой. Здесь тоже два варианта. Либо опекуном становится старшая сестра Дианы, либо постороннее лицо, если позволят условия. Правда, вторая процедура сложная, может растянуться на несколько месяцев. Диана может поменять учебное заведение по месту жительства опекуна, а может продолжать учиться в своем интернате заочно или дистанционно.

БРАК ИЛИ РАСЧЕТ

Валентина Краснобаева продолжает настаивать, чтобы молодые поселились у нее. Да вот беда: малолетки, заключившие брак, превращаются во взрослых. Став женатым, Саша автоматически считается кормильцем семьи. А у него из доходов только стипендия. И он, и Диана потеряют государственную помощь, которую выделяет сиротам государство.

У Валентины пенсия тысяча гривен. Правда, есть подработки, но "сиротские" деньги новой семье будут далеко не лишними. Особенно когда появится новорожденная. Если Краснобаевой дадут опеку над Дианой, а та с Сашей не распишется, парню придется возвращаться жить в общежитие. Вместе нельзя - таков порядок.

Чиновники, конечно, захотят как по закону. А Валентина Николаевна рассуждает, что и без штампа в паспорте молодые смогут друг друга любить, пока крепко не встанут на ноги. Не будем лукавить, с человеческой точки зрения она рассуждает здраво. А как получится - покажет время. Пока оно еще есть.

Напоследок Валентина поделилась еще одной новостью.

- Дочка позвонила, сказала, что тоже вроде беременная. Дай-то бог! Пусть на здоровье рожают, всех малышей нянчить хочу. 

КСТАТИ

Был случай в прошлом году

В прошлом году в Кировоградскую областную больницу тоже поступала беременная 14-летняя воспитанница интерната из соседнего Маловыскивского района. Отличие только в том, что отец ребенка оказался взрослым мужчиной, брак оформили без проблем.

Тогда за "недосмотр" по результатам работы комиссии уволили руководителя интерната и нескольких педагогов. Правда, директор восстановился по суду и продолжает работает.