Представляем 24-й том. Николай Васильевич Гоголь: «Петербургские повести», «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Андрей ХРУСТАЛЕВ, редактор «Комсомольской правды» в Украине» - о своей любимой книге.

«…Собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!»

Ничего эти строки вам не напоминают? Мне лично - «Свободу» Савика Шустера. Но на самом деле это из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Интересное дело: Гоголя наши дети изучают в рамках программы по зарубежной литературе. Почему-то его до сих пор не принято считать украинским писателем. Хотя мы любим повторять, что по происхождению он - украинец. Конечно, происхождение не имеет никакого значения само по себе. Но, на мой взгляд, трудно сыскать более украинского писателя, чем Николай Васильевич. Особенно если прочитать его миргородский цикл или мои любимые «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Говорят, написанию этого сборника рассказов в двух частях предшествовал несчастливый период в жизни классика. Он влюбился - отчаянно и безнадежно, несколько лет не находил себе места, ездил за границу, но утешение нашел в Украине. То, что нашел, - совершенно точно. Это чувствуется по яркому, сочному слогу «Вечеров…», по задорному юмору и колориту персонажей.

Но лично меня в «Вечерах…» больше всего поражает их тонкий психологизм. Гоголь проявляет себя знатоком загадочного украинского характера. Он точно подмечает, как противоречиво уживаются в этом характере прагматизм и поэзия, собственничество и благородство, трезвость и суеверия, какое малое расстояние у нас с вами от радости до печали. И поражаешься тому, что ничуть не изменился этот характер с 30-х годов XIX века, когда и писал Николай Васильевич свою оду Украине.

Критики утверждают: творчество Гоголя четко делится на несколько периодов. Есть, к примеру, «петербургский» период - мрачноватый до депрессии. Читаешь, например, «Невский проспект» (он тоже вошел в очередной том «Книжной коллекции «КП»), и создается впечатление, что Гоголь сам себя спрашивает: «Куда я попал?»

«Это был художник. Не правда ли, странное явление? Художник петербургский! Художник в земле снегов, художник в стране финнов, где все мокро, гладко, ровно, бледно, серо, туманно...»

Есть период «Мертвых душ». Но какой период ни взять - не было у Гоголя, на мой взгляд, произведений ярче, чем написанные в Украине. Они удивительно многогранны, есть в них и конфликт, и любовь, и чисто украинский юмор, и даже резкая ирония, - но и мы не менее ироничны сегодня, когда речь заходит, например, о политике. А еще чувствуется, что автор счастлив и что он влюблен в Украину, ее жителей и в ее - по контрасту с Питером - яркую природу:

«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное, и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих!»

Вы пропустили один из томов «Книжной коллекции»? Заказывайте по тел. 205-43-50. Вам поможет Анна Ковтуненко.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Присоединяйтесь к гуманитарной инициативе «Комсомолки» «Классику - в классы!»

Подпишите школу, которую вы оканчивали или в которой учатся ваши дети, на «Книжную коллекцию «КП».

Всем известно, что бюджет украинского образования ограничен. И там, куда пока не доходят руки у государства, помочь можем мы - сообща.

Заказать коллекцию можно по телефонам: 205-43-50, 205-43-01 или по e-mail: kniga@kp.ua. На ваши вопросы ответит Анна Ковтуненко.