1 сентября германские войска перешли границу с Польшей, 3 сентября войну немцам объявляют Франция и Англия. 17 сентября СССР вводит в свои войска на территорию Западной Украины и Беларуси. А дальше… 62 страны из 73 существовавших на тот момент в мире были вовлечены в вооруженное противостояние. Война коснулась 80 процентов живущих на Земле людей.
В ту "пограничную" неделю, когда казалось, что все может ограничиться локальным конфликтом, мир, похоже, еще не до конца осознавал масштаба надвигающейся на него катастрофы. Передовицы ведущих изданий того времени разнились во мнениях: а что дальше? Информационная война, недоумение, где-то паника, шок, где-то неоправданная бравада.
"КП" в Украине" посмотрела, о чем писали газеты в первые дни войны.
ГЕРМАНИЯ
"Настало время безусловной решительности"
После атаки на Данциг (Гданьск) Адольф Гитлер выступил в Рейхстаге. Именно этому были посвящены передовицы всех газет, вышедших в следующие дни в Германии. В них подробно описывались "провокации" со стороны Польши, говорилось о нападении на радиостанцию в Глайвице, о сотнях жертв среди мирных жителей.
"Для защиты Рейха вдоль всех немецко-польских границ организовано контрнаступление, границы под контролем Люфтваффе, Балтийское море контролируется военным флотом", - пишут практически все газеты в Германии. Тиражируется всеми и обращение Адольфа Гитлера к нации. Чувствуется, он настроен решительно, цитируются базовые тезисы фюрера: "настало время безусловной немецкой решительности", "Рейхстаг клянется в верности во имя народа".
Ключевая фраза, цитируемая всеми международными СМИ: "Мы решили обращаться с Польшей так же, как Польша вела себя на протяжении последних месяцев".
СССР
"Красной Армии дан приказ перейти границу"
Пресса СССР отреагировала на начало войны… цитатами из речи Гитлера в Рейхстаге.
"Я постараюсь добиться, чтобы мир господствовал на наших границах. Я не намерен вести войну против женщин и детей. Я дал по этому поводу приказ нашим военно-воздушным силам ограничивать свои операции только лишь бомбардировкой военных объектов", - приводят слова Адольфа Гитлера "Правда" и "Красная звезда".
В первые дни атаки на Польшу СМИ СССР так и не сделали больше никаких оценочных публикаций. Ограничились лишь фронтовыми сводками от единственного в стране агентства "ТАСС". Ставились эти заметки в неброских местах и далеко не на первых полосах.
Всю мощь своей информационной машины Москва включила лишь после 17 сентября, когда в свою очередь советские войска пересекли польскую границу и взяли под контроль территории Западной Украины и Белоруссии. Не объявляя войны Польше, советское руководство объяснило свои действия следующим образом: "Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, советское правительство не может более нейтрально относиться к этим фактам.
Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, остались беззащитными. Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии", - говорилось в ноте, врученной послу Польши и опубликованной в центральных газетах СССР.
ПОЛЬША
"Семь к одному - немцы в западне"
Варшава отреагировала на агрессию Берлина необъяснимым оптимизмом, граничащим с эйфорией. В первые дни сентября польская пресса уверена: войска страны успешно сдерживают агрессию, а со дня на день в драку ввяжутся армии Англии и Франции.
"Польско-немецкая война уже превратилась в общеевропейскую, - пишет 5 сентября ABC Nowiny codzienne. - Плечом к плечу с Польшей сражаются и наши союзники - Франция и Англия. Это сейчас, а кто знает, не превратится ли завтра общеевропейская война в мировую. Однако уже сегодня можно сказать наверняка, что, независимо от развития военных событий, окончательный итог абсолютно бесспорен: Германия должна проиграть. Немцы сражаются сегодня за неправое дело. На стороне противников Германии - не только моральное, но и большое материальное преимущество. В трех государствах, сражающихся с Германией, большее общее число населения и большая экономическая мощь. Факт, что инициатива развязывания войны, военных действий была в руках Германии, это может принести ей временные успехи, но окончательный итог предрешен: Германия будет разгромлена.
СЕМЬ К ОДНОМУ - НЕМЦЫ В ЗАПАДНЕ
Население (в млн человек):
- Польша 35
- Англия 524
- Франция 112
- Германия 90"
ФРАНЦИЯ И ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
"Мы вступим в войну"
Французская пресса сразу после немецкого вторжения в Польщу вела себя крайне сдержанно. 1 сентября газеты лишь вспомнили о требовании Гитлера о референдуме в Польше и возвращении Рейху Данцига. Правда, уже 2 сентября в газетах сообщили о начале всеобщей мобилизации во Франции, а в следующие дни - об объявлении войны Германии.
"Весть об объявлении войны во всей Франции была принята, как сообщают французские газеты, с чувством облегчения и даже радости. Объясняют это тем, что за год "войны нервов" люди истомились в неизвестности, а сейчас страна стала на определенный путь и идет сплоченно к одной цели.
Всеобщая мобилизация прошла гладко, и главные переброски войск уже закончены. Проведена мобилизация и во всех колониях, которые дадут Франции добавочное войско в 2 миллиона человек.
Переброска войск из Алжира и Туниса в полном ходу.
Арабские страны, находящиеся под правительством Франции, заявили, что они предоставляют Франции все свои силы. Марокканский султан заявил, что Марокко, как и их покровительница Франция, находится в состоянии войны с Германией", - цитирует французскую прессу 10 сентября латвийское издание "Газета для всех".
Похожей позиции придерживалась и Англия. Еще 1 сентября здесь надеялись на ограниченность конфликта в Польше и не делали громких заявлений. Но в день объявления войны, 3 сентября, Sun на первой полосе дает заголовок "Британия вступила в войну". Газета приводит слова премьер-министра Чемберлена: "Наша совесть чиста! Мы передали правительству Германии последнее предупреждение: если немецкие войска не будут выведены из Польши, мы вступим в войну против них".
До мая 1945 года было еще бесконечно далеко…