Именем солдата, найденного под Киевом, в Казахстане назовут улицу

18-летний Салтыбалды Мухамадиев погиб 73 года назад при форсировании Днепра.

Имя красноармейца смогли установить благодаря надписи на котелке. Фото Дмитрий Заборин.

Команда военных археологов обнаружила останки солдата, погибшего во время форсирования Днепра в самый разгар Второй мировой войны.

- Неподалеку от села в Вышгородском районе мы отрабатывали информацию по боям октября 1943 года. Это был один из эпизодов битвы за Днепр. Дислокация Первого гвардейского артиллерийского комплекса, высота, где советские войска понесли большие потери. Там было подбито за два дня семь танков, много погибших среди личного состава. Мы исследовали лес. Казалось, металлодетектор улавливал только сигналы от осколков. Каждую ямку старательно взрыхлили охотники за металлом. И вдруг прибор звенит настойчивее - мы находим армейский котелок, лопатку, гранату, патроны и, наконец, останки бойца, - рассказывает "КП" в Украине" специалист с 14-летним стажем, руководитель организации "Союз поисковых отрядов Украины" Дмитрий Заборин.  

Среднего роста автоматчик погиб от множественных осколочных ранений и был похоронен сослуживцами прямо на поле боя.

- На котелке видна была фамилия. Начали "пробивать" личность, но ничего внятного не находили. А потом я принес котелок домой и хорошенько его почистил. И оказалось, что там написано еще и имя. И вот по имени и фамилии мы очень быстро определили солдата - Мухамадиев Салтыбалды. Призывался он из Казахстана осенью 42-го года, - говорит Дмитрий Заборин.

А дальше начались поиски родственников солдата, которые в итоге дали результат.

- Друзья подхватили тему и передали в казахское землячество в Москве, те по своим каналам вышли на местную власть в Казахстане, взяли у них информацию про старшего брата, который тоже воевал. Вернулся с войны домой без руки. И вот теперь его дети-внуки - племянники Салтыбалды - ждут возвращения останков своего дяди на родину, - говорит поисковик.

Племянница Гульсим рассказала, что ее дядя пошел на фронт почти подростком. Два раза просился, но его не взяли, ведь парню на тот момент было всего 17 лет. Чтобы попасть на фронт, он приписал себе один год и в августе 42-го все-таки попал в войска. В селе помнят, что последнее письмо от Салтыбалды пришло в октябре 43-го. В нем он писал, что его подразделение готовится форсировать Днепр. Больше на родине о солдате вестей не получали. До нынешних дней.

Сейчас поисковики готовятся к отправке останков рядового домой. Говорят: если поможет казахское посольство - дело пойдет быстрее. Торжественную церемонию планируют приурочить к годовщине гибели солдата - в середине октября либо на месяц позже - к годовщине освобождения Киева. А в родном селе Салтыбалды Мухамадиева в честь героя хотят назвать улицу.