В минувшие выходные кандидат в президенты Украины Евгений Мураев посетил Донецкую область - пункт пропуска "Майорское", через который ежедневно проходят тысячи людей, города Бахмут, Северск, Зайцево и Светлодарск, который находится возле самой линии разграничения. Здесь знают, что такое война не по телерепортажам или газетным агиткам, а по взрывам, которые грохочут рядом с жилыми домами. Некогда преуспевающий промышленный городок сегодня в запустении. Пять лет люди мечтают только об одном - чтобы скорее вернулся мир.
Политиков здесь давно не видели
- Спасибо, что о нас вспомнили, - говорит женщина в темном шерстяном платке. - А то никто к нам не ездит, никто не хочет узнать, живы ли вообще. В городе практически нет власти, и обратиться не к кому. Засыпаем, не зная, сможем ли проснуться. Слышите, опять грохнуло? Вот так через день. Может, завтра в мой дом прилетит, может, в дом соседа.
Визит Евгения Мураева в Светлодарск для местных и правда событие. Не то что кандидатов в президенты - политиков местного уровня здесь давно не видели. Город не представлен ни в районном, ни в областном совете, не имеет своего мажоритарного депутата.
- Здесь вообще не собираются организовывать выборы, - говорит Евгений Мураев. - По любому вопросу - от пенсии до голосования - людям приходится ехать в Бахмут. На весь город только одно отделение банка.
В местных магазинах продукты поражают дороговизной. Горожане жалуются на плохой завоз.
- Поставщики говорят, что ездить сюда опасно, да и дороги что в городе, что за городом совсем разбитые, - вздыхает жительница Светлодарска.
В местной школе - как в Чернобыле
И тем не менее в Светлодарске продолжается жизнь. В скверах гуляют мамы с детьми, на школьный двор во время перемены высыпает ребятня. Будто и не было того страшного дня, когда в мае прошлого года сюда прилетело несколько снарядов, вынесло все стекла, покорежило батареи.
- У нас тогда контрольная была, - рассказывает пятиклассница Оля. - И вдруг как бахнет! Мы все к партам припали, а потом бросились в коридор. Учителя в бомбоубежище отвели, а уже оттуда меня мама забрала.
В школе самое яркое впечатление - это спортивный зал. Нет, его не разрушил взрыв. В ужасное состояние привели время и бедность.
- Как в Чернобыле, - говорит Евгений Мураев, обводя глазами ободранные стены и кучи мусора на полу. - За пять лет в этой школе смогли отремонтировать только столовую. На актовый зал денег тоже не хватило. Власть постоянно говорит, что выделяет средства на восстановление Донбасса, но молчит о том, куда их использует. Этих людей, этих детей власть вычеркнула, хотя здесь "подконтрольная территория". А они не хотят сдаваться и ждут, что жизнь изменится к лучшему. И мы будем делать все, чтобы она изменилась.
В школе лидеру политической партии "Наши" рассказали, что на днях к ним вернулись двое учеников, которых в начале войны увезли родители. Многим семьям не под силу участь переселенцев, вот и возвращаются в свои дома с надеждой, что кошмар, который называется войной, закончится.
"Курс на ЕС и НАТО тут ничем не поможет"
Если не будет мира, малым городам Донбасса, брошенным и забытым тем, кто жадно цепляется за власть, грозит вымирание.
- В Северске, где была наша первая встреча с людьми, сегодня осталось около 8 тысяч человек, - говорит Евгений Мураев. - Люди просто выживают. Для них вопросы мира, восстановления промышленности, работы и вообще внимания государства критически важны. Курс на ЕС и НАТО здесь ничем не поможет, нужно совершенно другое - то, что предлагаем мы: широкая децентрализация, свободные экономические зоны, новая индустриализация, возвращение рынков СНГ, развитие транзита.
Евгений Мураев отмечает, что первая цель, которую ставит для себя его партия, это восстановить мир и вернуть то, что Украина потеряла в 2013-2014 годах - целостность государства, взаимопонимание и отсутствие вражды между всеми украинцами.
- А главное, мы должны вернуть уважение власти ко всем своим гражданам без исключения. Может быть, жители Донбасса имеют несколько другое видение мира, но точно так же любят свою страну, как все украинцы, желают ей добра и процветания, - говорит Евгений Мураев.