Среди них - как отличное чтение для метро, так и романы, вполне способные составить гордость отечественной литературы.
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
Братья КАПРАНОВЫ "Забудь-річка"
Над текстом романа из двух частей самые известные в литературных кругах Украины писатели-близнецы Капрановы работали в течение четырех лет.
Еще до христианских времен наши потомки верили, что наш мир и иной разделяет река, и кто пройдет через эту реку - все забудет, отсюда и название - Забудь-река.
Такой образ описывает и ситуацию нашей с вами жизни, уверяют Капрановы, ведь такая Забудь-река протекает между поколениями в каждой украинской семье.
Ядро произведения - жизненная история трех юношей-братьев, которые попали на войну под одним именем - Степан Шагута. Комсомолец воюет в дивизии "Галичина", сын офицера УНР - в Красной армии, а польский солдат - в УПА.
Спустя много лет двое их потомков случайно встречаются и влюбляются. Герои романа начинают семейное историческое расследование трех судеб, которые перепутались и стали фактически одной тройной судьбой - судьбой Украины во время Второй мировой войны.
Кстати, сюжет этот отчасти биографичен - дедушки Капрановых во времена Второй мировой войны находились по разные стороны баррикад: один воевал в рядах Красной армии, а другой - за УПА, за что и загремел в тюрьму как враг народа. Первого называли героем, второго - предателем.
"В советские времена мы как бы должны были одним дедом гордиться, а другого - стыдиться. А теперь все наоборот. Мы сейчас можем гордиться тем, что отсидел 8 лет, а тот, который был красногвардейцем, получается, оккупант и коллаборант", - рассуждают Капрановы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА
Евгений ВОДОЛАЗКИН "Авиатор"
...Человек просыпается в больничной палате. О себе он не помнит ничего. Вошедший врач сообщает пациенту, что зовут его Иннокентий Платонов, что у него амнезия, и что память надо восстанавливать постепенно. Из отрывков она и будет собираться: Платонов постепенно вспомнит детство, пришедшееся на начало XX века, гамак над Оредежью, где качался рядом с девочкой (первой своей любовью), гибель отца, убитого пьяными матросами, продуктовые карточки и очереди за хлебом, жизнь в "уплотненной" квартире и еще одну - гораздо более серьезную влюбленность... А потом - лагерь на Соловках.
Постепенно выяснится, что сейчас на дворе - 1999-й, и, по словам врача, "воруют, как никогда прежде". Платонов, замороженный в результате эксперимента, проведенного по личному приказу Сталина и проживший на свете почти сто лет, не выглядит и не чувствует себя как старец. Но ему отчаянно хочется осмыслить прошлое - сначала те годы, которые он помнит, а потом и те, что прошли без него.
ЖЕНСКОЕ ЧТИВО
Татьяна ПОЛЯКОВА "Наследство бизнес-класса"
Не в меру любопытная и активная офисная служащая Валерия в поезде слышит разговор двух попутчиков: первый, благообразный молодой бизнесмен, жалуется второму на измены жены. А второй как ни в чем не бывало рекомендует убить негодяйку - и вроде как даже предлагает свою помощь в этой щекотливой операции. Поезд останавливается, все расходятся, но Валерию не отпускает мысль об убийстве, которое, как ей кажется, теперь неизбежно совершится. Вскоре она находит того самого несчастного бизнесмена-блондина, и у них даже завязывается что-то вроде платонического романа (он в нее, кажется, влюбляется, а Валерию в первую очередь интересует, закажет он неверную супругу или все-таки нет). Разумеется, вскоре в сюжете объявится труп - причем труп вовсе не того человека, о котором беспокоилась героиня...
Как и большинство книг Татьяны Поляковой, это чтение предназначено для того места, где завязывается действие, - а именно для поезда, следующего не на очень большое расстояние. "Авиатора" там не почитаешь, а ни к чему не обязывающий детектив для дам-с - запросто.
СЮЖЕТНАЯ ПУЛИЦИСТИКА
Александр БОЙЧЕНКО "50 відсотків рації"
Известный украинский публицист, критик и переводчик Александр Бойченко приглашает читателей в увлекательный мир добрых, смешных, местами щемящих и по-своему трагических историй в жанре сюжетной публицистики - его собственное литературное изобретение.
"50 процентов смысла" (мы так перевели название) влюбляет с первых страниц тонким и изящным чувством юмора.
"Герои, которые представлены в этих текстах, строго на 50 процентов реальны, а на 50 - вымышленные. То же самое с рассказанными здесь историями: на 50 процентов они являются литературными, на 50 - журналистскими, еще на 50 - комическими, а на 50 - не очень", - говорит Бойченко о своем детище.
Да и сама цифра 50 для книги знаковая и загадочно кармическая. Писатель считает, что человек не может иметь более 50 процентов смысла: даже когда он пытается быть искренним, то расскажет только о своем видении ситуации, а не о том, как думает весь мир. Поэтому в одном из своих рассказов автор показал, что Украине не нужен Донбасс, а уже в следующем - что люди на востоке страны такие же, как и на западе.
ДЕТЕКТИВ
Николай СВЕЧИН "Дознание в Риге"
Очередная книга о похождениях сыщика Алексея Лыкова (про которого несколько лет назад поговаривали, что он может составить конкуренцию акунинскому Фандорину). Конкуренции не получилось, но у Лыкова появилась своя аудитория. Этот сыщик в разы проще и грубее Фандорина: вместо того чтобы изучать буддизм и рассусоливать о том, что подобает, а что не подобает благородному мужу, он пускает в ход кулаки. "Он не стеснялся выбить из преступника признание силой. Мог натравить арестованных друг на друга. Не задумываясь, фабриковал улики, если это помогало дознанию. Запугивал, шантажировал и ломал. Главное, что в тюрьму попадали настоящие виновники, а не те, кого было удобнее и легче засадить". В очередном романе Лыков отправляется в Ригу, чтобы помочь своему другу Яану Титусу раскрыть убийство брата, изучая местный криминальный мир.