Жене Ющенко достались "крылья" Кучмы, а Янукович летает на крутом "Аэробусе"

Авиапарк для первых лиц страны давно уже требует обновления

Авиапарк для первых лиц страны давно уже требует обновления

Известно, что американский "Борт №1" вполне может заменить президенту Бушу его официальную резиденцию: в самолете есть все возможные линии связи, рабочие кабинеты для десятков сопровождающих советников и экспертов, душевые, спальни и комнаты отдыха. Кроме того, когда лайнер взмывает в воздух, его сопровождают несколько истребителей. А чем могли похвастаться лидеры Советского Союза, а сейчас - первые лица независимой Украины?

Как Никита Сергеевич Америку удивил

Первым из советских лидеров летать на комфортабельном самолете предпочел Никита Хрущев. В 50-е годы для его поездки в Нью-Йорк на сессию Генеральной ассамблеи ООН переоборудовали реактивный самолет Ту-114 - на то время самый большой в мире самолет. Из VIP-изысков в нем был только улучшенный салон с подвешенной люлькой - чтобы генсека ничто не беспокоило во сне.

По тем временам беспосадочный рейс был рывком в неизведанное, поэтому самолет готовили лучшие конструкторы страны. Весь полет занял тогда 11 часов 6 минут. При подлете к Нью-Йорку на запрос американского диспетчера о посадочном весе самолета и размахе крыльев пришел шокирующий ответ: 170 тонн, 51 метр. После тяжелого вздоха в эфире прозвучало "О’кей!"

Естественно, посмотреть на самолет-чудо собрались очереди, которых не видел даже Мавзолей! За 10 дней визита Никиты Сергеевича в США Ту-114 собрал подле себя около 40 тысяч зевак.

Ради спасения лайнер Кучмы встал "на дыбы"

Второй президент Украины любил удобные, но неброские вещи. Любимый самолет Леонида Кучмы (A-319 ACJ) был именно таким - комфортабельным и недешевым, но гораздо меньше и компактнее, чем у российского президента. Однако после отставки Кучмы его самолет оказался ненужным: Виктор Ющенко полетал на А–319 всего пару раз, после чего VIP-самолет отогнали обратно во Францию - эксплуатация самолета влетала бюджету Госуправления делами (ГУД) в копеечку.

Салон самолета был устлан паркетом, по обе стороны установлены кожаные сиденья, в разложенном состоянии исполнявшие роль кроватей. Сам Леонид Данилович спал в отдельном кабинете.

- В VIP-самолетах такого класса, как правило, есть несколько кабинетов, минимум одна спальня и универсальная комната, которая при желании может стать залом для переговоров или полем для мини-гольфа, - рассказал "Комсомолке" консультант Минтранса по вопросам авиации Ласциг УВЕ. - Должен отметить, что Кучма летал довольно скромно: его самолет был фактически базовой комплектации.

Был у Кучмы, правда, и еще один "запасной" самолет - Ан–74TK-300D, к слову, первый серийный экземпляр. Игорь Бакай, тогдашний руководитель Госуправления делами, справил Леониду Даниловичу подарок - именную регистрацию: UR-LDK. Сегодня этот самолет достался в наследство Госуправлению делами и иногда обслуживает супругу президента Ющенко - Катерину.

А в октябре 2003 года визит Кучмы в Бразилию едва не закончился трагически. При взлете его "штатного" Ту-134 на скорости 250-300 км/ч отлетело переднее колесо шасси. Вылетели лампы в салоне, и окружению президента пришлось изрядно поволноваться.

- Самолет посадили благодаря профессионализму пилотов, они максимально долго держали машину на задних колесах, на переднее посадили лайнер в последний момент, - вспоминал как-то тот случай Леонид Кучма.

Президент летает на "пепИЛаце"…

У Ющенко самолетов сразу несколько. У государственного авиапредприятия "Украина", входящего в состав Госуправления делами и созданного для перевозки первых лиц государства, находятся на балансе большой Ту-134, Ил-62М и вертолет Ми-8. "Борт №1" - Ил-62М - оснащен отдельным блоком обслуживания для президента, в него входят кухня и санузел. В комнате главы государства есть широкие удобные кресла, стол, бар, аудио- и видеоаппаратура. В другом помещении - рабочий кабинет. Сами пилоты об авиапарке президента отзываются нелестно.

- У меня есть рацпредложение относительно Ила, на котором президент в Штаты летает. Так вот, этот самолет нужно продать там в музей развития авиации, а на вырученные деньги купить нормальный и вернуться на нем домой! - отшутился командир самолета Як-40 одной из украинских авиакомпаний Александр Михайленко. - Чтобы не было стыдно ни перед восточными, ни перед западными друзьями за наш авиапарк: самолет-то старый! Мы такие называем пепИЛацами.

Вполне вероятно, скоро авиапарк президента обновится. Судя по всему, он пополнится отечественным Ан-148. По мнению независимого эксперта Александра Кавы, именно этот самолет станет надеждой украинского авиапрома и именно на нем будет летать Виктор Андреевич. Не скрывает своих планов и Госуправление делами.

- Для VIP-полетов нужен новый самолет, - считает руководитель ГУД Игорь Тарасюк. - И возможность по его приобретению рассматривается, но источник финансирования пока не определен.

… премьер - в самолете с сауной

Премьер-министр делит с президентом самолеты авиапредприятия "Украина". Это все те же Ил-62 и Ту-134, а также Ан-140-100, который Янукович предпочитает из-за компактности. Но летать по личным делам Виктору Федоровичу приходится за собственные деньги: 8 мая у премьера заболело колено, и он срочно вылетел в Испанию на лечение. Для этого полета выбрали комфортабельный Airbus 319-133X.

Подобные самолеты VIP-класса оснащены конференц-залом для проведения совещаний, небольшим отсеком для сопровождающих, каютами для отдыха с душевыми кабинами, комнатами отдыха, тренажерным залом, спутниковым телевидением, баром и даже сауной. Удивляет стоимость аренды такого самолета - 7-12 тыс. долларов в час. Так что, по самым скромным оценкам, Виктор Янукович потратил на дорогу в Барселону 70 тысяч "зеленых".