Смартфон до финиша довел

Топ-5 ноу-хау, которые помогали спортсменам побеждать на Играх в Рио-де-Жанейро.

Немецкий яхтсмен Буль как-то не поверил виртуальному помощнику - и проиграл. Теперь он во всем доверяет программе-штурману. Фото: BENOIT TESSIER/REUTERS

Пока на Олимпиаде-2016 охотились за теми, кто принимает запрещенные препараты, другие спортсмены использовали абсолютно легальный допинг - технический. "КП" в Украине" изучила самые эффективные ноу-хау, которые привезли атлеты в Рио.  

Кто разбросал электронные носки?

Еще перед Играми в Лондоне-2012 министерство спорта Великобритании заключило контракт на 2,4 миллиона фунтов с компанией BAE Systems. На самом деле эта фирма - крупнейший в Европе производитель оружия. Она, например, разрабатывала и создавала истребители-бомбардировщики "Хариер", "Торнадо", авианосцы типа "Инвисибл". Но спортивные чиновники подумали: а почему бы не привлечь оборонщиков к техническому сопровождению элитных атлетов? Инженеры корпорации работали над аэродинамикой машин бобслеистов, консультировали велосипедистов, яхт­сменов, гребцов. Но самое удивительное, они повлияли даже на такой древний и консервативный вид спорта, как тхэквондо.

- Несколько лет назад в тхэквондо ввели систему электронного судейства. Раньше удары фиксировали судьи, а теперь это делает специальная сенсорная система, - говорит Гэри Холл, менеджер сборной Великобритании по этому виду спорта. - Спортсмены надевают носки с датчиками, такие же чипы встроены и в жилеты бойцов. При контакте датчики срабатывают, различая силу и точность удара. Теперь исход поединка определяет электроника, и мы задумались: а как и куда надо бить, чтобы датчики срабатывали лучше? Но проблема в том, что никто не знал, как эта система функционирует.

В течение 6 месяцев специалисты BAE Systems тестировали электронные жилеты и носки, в которых выступают мастера восточных единоборств. В итоге британским мастерам пришлось поменять тактику ведения боя и арсенал технических приемов, чтобы сосредоточить ударную нагрузку на самых "чувствительных" участках жилета, - заявил Гэри Холл.

Виртуальный штурман для яхтсменов

Если водители авто могут с помощью навигатора объехать пробки, то почему бы не придумать устройство, которое проложит оптимальный курс среди течений и ветров во время гонки яхтсменов? Когда эта простая мысль пришла в голову руководителям сборной Германии по парусному спорту, они тут же обратились к производителям программного обеспечения. Компьютерные гении из компании SAP нашли решение. Перед каждой гонкой создается виртуальная модель акватории, где анализируются такие важнейшие параметры, как направление ветров и течений, а также их сила.

- Перед Олимпиадой в Рио мы избороздили залив Гуанабара, где будут соревноваться яхт­смены, - говорит технический директор сборной Германии Маркус Баур. - Сделали более 3000 различных замеров. Выяснилось, что погоду в заливе делают сильные приливы. Поскольку это явление регулярное, мы построили компьютерную модель и смогли рассчитать самый оптимальный маршрут для яхты в день гонок, чтобы постоянно ловить ветер и течение.

Проблема в том, что "навигатор" зачастую выдает такие парадоксальные маршруты, что яхтсмены порой не доверяют электронике. Например, именно по этой причине лидер немецкой сборной Филипп Буль проиграл чемпионат мира-2014 в Испании. Виртуальный помощник посоветовал сделать поворот в одну сторону, Филипп, полагаясь на свой опыт, положил судно на другой галс. Это стало роковой ошибкой.

iВoxer, готовься к бою!

Тренеры сборной Великобритании по боксу не скрывают, что пользуются компьютерным приложением iBoxer, которое специально для олимпийцев разработали программисты из Института спорта в Шеффилде. Это приложение позволяет наставникам в режиме реального времени получать аналитику как о самих участниках сборной, так и об их противниках. В базе данных собрана полная информация о более чем 20 000 боксеров по всему миру. На каждого спортсмена есть досье, которое в виде графиков раскрывает всю его подноготную: сколько он выбрасывает джебов (тычок "передней" рукой) и силовых ударов; как меняется его активность в разных раундах, какие комбинации чаще использует сам и какие пропускает; какие защитные действия предпочитает...

- Лет пять назад у нас было огромное количество видео на DVD, ноутбуках, настольных компьютерах, - говорит аналитик Роберт Гибсон. - И каждый раз надо было собирать информацию вручную. Теперь с помощью компьютерной программы мы обработали видео с DVD-дисков и YouTube, но основной массив составляют собственные съемки боев. Программа позволяет тренерам получать аналитическую информацию с камер на планшет в режиме реального времени прямо в ходе боя. По нашим оценкам, использование приложения повышает вероятность выигрыша на 25 процентов.

Велосипедисты и очки

Американские велосипедисты перед Олимпиадой в Рио получили на вооружение новую разработку компании Solos - очки дополненной реальности. Каким образом они помогают ехать быстрее? Устройство в режиме онлайн выводит на мини-экран информацию с датчиков, закрепленных на теле спортсмена и узлах велосипеда. Велосипедист может контролировать частоту сердечных сокращений, свою скорость, темп вращения педалей и производимую мощность. При этом умные очки подскажут оптимальный режим работы для будущего чемпиона.

- Гаджет помогает грамотно разложить силы по дистанции, с ним очень удобно тренироваться, - говорит Сара Хаммер, двукратный серебряный призер Олимпиады-2016. - Долгое время прогресс шел по пути оптимизации устройства велосипеда, но сейчас уже достигнут потолок эффективности. Возможно, выйти на новый уровень мы сможем за счет умения грамотно распорядиться информацией.

ДО ЧЕГО ТЕХНИКА ДОШЛА 

Искусственная нога Денис Шиндлер - из поликарбоната. На ее создание ушло около 5 дней. Фото: Autodesk

Ногу напечатали на 3D-принтере

Немецкая велогонщица Денис Шиндлер потеряла ногу во время дорожной аварии, когда ей было всего 2 года. Соревноваться со здоровыми людьми ей тяжело, однако на Паралимпийских играх в Лондоне-2012 мужественная девушка завоевала серебряную медаль. В Рио Денис рассчитывает взять "золото". А поможет ей в этом новый уникальный протез. Она стала первой спортсменкой, для которой искусственную ногу из поликарбоната напечатали на 3D-принтере.

- Новый протез гораздо легче, он весит всего 812 граммов, но обладает нужной жесткостью, - говорит Шиндлер. - Мы уже проводили тесты на велотреке, за счет малого веса и обтекаемой аэродинамической формы напечатанной ноги я экономлю по 2 секунды на каждых трех километрах.

По словам инженера компании Autodesk Мики Вейкфилд, ноу-хау поможет решить проблему и другим инвалидам. Чтобы напечатать ногу, необходим 3D-принтер, относительно простой сканер, обычный ноутбук с программным обеспечением и пять дней свободного времени. При этом стоимость протеза на четверть дешевле сделанного традиционным способом.