Известный кавээнщик помнит время, когда пределом мечтания было радио "Маяк".
В канун советского еще Дня радио "Комсомолка" пообщалась с Федором Гапоненко, директором "Мега-Радио", человеком, стоявшим у истоков донецкого FM-радиовещания. Станция, которую возглавляет Федор, - старейшая из тех, которые есть сегодня в городе.
- Почему вы, игрок Клуба веселых и находчивых, вдруг решили заняться радио?
- КВН тут как раз тоже сыграл роль, правда, косвенную. Когда в 1989 году мы поехали в Москву на наш первый телевизионный четвертьфинал, то услышали там "Европу Плюс". Тогда это была единственная подобная станция, чисто музыкальная, а до этого пределом всех мечтаний был "Маяк". Вдруг по советскому радио краем уха услышишь "Битлз" - все, жизнь удалась. Мы, помню, очень завидовали москвичам и решили, что хорошо бы сделать что-то подобное. А потом как-то так сложились обстоятельства, и мы действительно получили возможность заняться этим на родине.
- Начали, насколько я помню, с "Радио "Да"?
- Действительно с него, но там у нас не получилось найти общий язык с теми, кто вкладывал деньги. Потом решили делать другую станцию, так и появилось "Мега-Радио". Мы тогда, в 1996, кстати, были очень наивными людьми, верили, что качественная музыка и ее вечные ценности будут востребованы всеми. Что тот же Стинг интересен всем. А потом оказалось, что те, кто крутит "Погоду в доме", обходят нас в рейтинге. Пришлось подкорректировать формат, зато мы успели обрасти поклонниками, интеллектуальными слушателями с хорошим вкусом. И сейчас после так называемого бизнес-тайма (после 19.00) ставим программы с хорошей музыкой 50-60-х годов, старым классическим роком. Такого у нас в городе не делает точно никто.
- Первые FM-станции середины девяностых и современные: в чем разница?
- В самом начале, конечно, было больше творческих экспериментов. Но тогда людям в новинку был сам звук, очень качественный на FM-волнах по сравнению со средними волнами, например. А потом жизнь стала быстрей, да и тяга к чему-то интеллектуальному снизилась. И когда появилось 5, 6, 8 станций, их стали слушать фоном, до первого непонравившегося звука. Как только начинает "грузить", переключаемся на другую станцию. Сейчас на первый взгляд все FM-станции похожи, но это как те десять хозяек, которые из одних и тех же продуктов варят десять разных борщей. Мы - за борщ с душой, за то, чтобы относиться к своему делу честно!
- "Мега-Радио" остается настоящим патриархом донецкого эфира. Здесь работает кто-то из ди-джеев того самого первого поколения?
- Я даже больше скажу, в конечном итоге все приходят к нам. (Смеется.) Например, старейший донецкий ведущий Рашит Романов. Или Анна Митилева, представительница "династии Митилевых" (ее сестра Лена сейчас работает на "Европе Плюс").
- Недавно на экраны вышла картина "День радио". Это похоже на будни радийщиков? Или бывают забавные случаи покруче киношных?
- То, что в фильме, похоже немного, но утрированно. Случаи, когда после эфира забывают выключить микрофон, конечно, бывают, но я лучше расскажу не столько смешную, сколько поучительную историю. У нас было несколько интеллектуальных развлекательных шоу, где слушателям в прямом эфире задавались вопросы, и, если они отвечали, они получали призы (очень хорошие, кстати, не футболки, а, например, бытовую технику). Слушатели были в основном образованные, умные. Но вот однажды позвонил человек и в прямом эфире нецензурно выразился. Не ответил на вопрос, ну и в сердцах, понимая, что никто его не найдет, от души вот так вот... А у нас ведь действительно определителя номера не было. Но я позвонил своему знакомому из СБУ, спросил, можем ли мы вычислить? В конечном итоге мы нашли адрес это человека и нагрянули к нему вместе с органами. Нужно было видеть его лицо и слышать его извинения! С тех пор, как ни странно, больше никто такого себе не позволял.