Одесситы, живущие в аварийном доме: "Дрожим от каждого шороха"

Строение, рухнувшее еще весной, так и не отремонтировали.

Дом построен еще в 1884 году. В ­1950-м его признали аварийным. Но по сей день там не проводили ни ремонта, ни реставрации. Фото: Роман Давыденко

В мае нынешнего года жильцы трехэтажного дома на ул. Разумовской, 40, праздновали день рождения соседа. Несмотря на то что время уже было позднее, люди не спешили расходиться. Это и спасло им жизнь. Половина здания, где давно обещали провести капитальный ремонт, рухнула.

Людям, чьи квартиры оказались полностью уничтожены, предложили поселиться в гостинице. В остальной части дома до сих пор живут три семьи, которым просто некуда деваться.

Осталась груда камней

Около часа ночи житель дома Виктор услышал, как  с флигеля упало несколько крупных камней. Войдя в комнату, он увидел,  как стена буквально трещит по швам.

- Я выглянул в окно и закричал соседям, которые стояли во дворе: "Отойдите!", а сам в считаные секунды выбежал на улицу, - вспоминает Виктор.

Его квартира находилась на втором этаже разрушенного дома. Теперь вместо квадратных метров у Виктора осталась только груда камней. Вся мебель и техника, которые были в квартире, оказались под завалом, а  мужчина с семьей временно переехал в гостиницу. Кроме него, там живут еще две семьи, жилье которых тоже разрушено.

Первая трещина в доме появилась еще десять лет назад. По словам жильцов, они неоднократно обращались в мэрию с просьбой укрепить дом.

-  Сотрудники коммунального предприятия ЖКС "Порто-Франковский" приехали и установили так называемые маячки, которые позволяют зафиксировать, идет процесс расширения трещины или нет, - рассказал еще один житель дома Артем. - Но на этом все и закончилось.

По словам Артема, они не стали ждать, пока трещина будет увеличиваться, и наблюдать, как рушится их дом. Люди собрали деньги, закупили стройматериалы и решили собственными силами делать ремонт. Однако не успели - на следующий день здание рухнуло.

Педагог с 56-летним стажем Светлана Васильевна прожила в этом доме много лет и переезжать не собирается.
Фото: ДАВЫДЕНКО Роман

Чиновники интересуются, как у нас дела

Когда мы наведались к пенсионерке Светлане Васильевне, которая и сейчас живет в полуразрушенных трущобах, она как раз поздравляла с днем рождения 10-летнего внука. На кухоньке, где перекосилась оконная рама и просел потолок, они с мальчишкой разрезали праздничный торт. Педагог с 56-летним стажем работы  с горечью вспоминает ночь 13 мая.

- Мы боимся, как бы трещины, появившиеся в квартире, не разошлись, - жалуется Светлана Васильевна. - Первое время после обрушения мы не могли открыть входную дверь, так ее перекосило. А сейчас по ночам содрогаемся от каждого шороха.

На кухне опустился уровень пола, на лестничной площадке появились трещины в деревянном потолке,  а сама лестница отошла от креплений и может рухнуть.

Светлана Васильевна после обвала осталась жить в доме. Говорит, что провела там большую часть жизни, а поэтому его не оставит. Вместе с ней остаются в здании еще две семьи.

- Все три месяца  нам звонят городские чиновники, интересуются, как у нас дела, - рассказывает Светлана Васильевна.  - А вчера наконец-то приехали коммунальщики и вывезли строительный мусор, который остался после обвала.

Светлана Васильевна - в прошлом учительница. А благодаря тому, что среди ее учеников есть чиновники, в доме удалось подключить свет, газ и воду. Да и то не сразу, а только в середине лета. 

ОФИЦИАЛЬНО

В мэрии жильцов успокаивают, мол, не оставят их один на один с разрушенным строением.

- Проект реконструкции дома проходит экспертизу. Как только она будет готова, мы сразу приступим к восстановлению дома, - пообещал вице-мэр Одессы Анатолий Орловский. - Скорее всего, ремонтные работы будут проходить в осенне-зимний период.