НАБУ против ГПУ: Схватка за "коррупционеров"

У Юрия Луценко заявляют о физическом насилии со стороны сотрудников НАБУ, а в бюро называют это "внештатной рабочей ситуацией".

Подопечные Юрия Луценко (на фото - вверху) и Артема Сытника никаках не могут договориться о совместной работе. Фото: Максим ЛЮКОВ и Михаил Палинчак

Похоже, конфликт между силовыми ведомствами Украины - Национальным антикоррупционным бюро и Генеральной прокуратурой переходит в открытую стадию, причем публично. Поводом так говорить стали частые визиты ГПУ и НАБУ "в гости". 5 августа ГПУ нагрянула с обыском в НАБУ, а спустя неделю, 12 августа, вновь повторила визит в Антикоррупционное бюро.

По версии Генеральной прокураты, за ними следили члены НАБУ. Это и стало причиной очередного недоразу­мения.

В прокуратуре утверждают, что видео и прослушивание информации их сотрудников велось со стационарного поста, который расположился в столичной квартире на улице Симона Петлюры. Помещение находилось напротив одного из департаментов прокуратуры.

После того как об этом узнали работники Генеральной прокуратуры, они наведались с обыском в эту квартиру. Как они об этом узнали? Глава департамента ГПУ по особо важным делам в сфере экономики Владимир Гуцуляк рассказал: 

- Мы заметили, что в квартире напротив помещения департамента поселились неизвестные люди, которые осуществляют определенные мероприятия... Мы зашли в эту квартиру с обыском, чтобы установить лица, которые там находятся, и причины этого. Установили служебные удостоверения, которые они оставили, спецтехнику, применение которой требует соблюдения определенных процедур. Мы будем устанавливать, насколько это законно, - говорит он.

По его словам, когда следователи прокуратуры попытались выяснить, кто именно ведет прослушивание, на место происшествия прибыл спецназ Национального антикоррупционного бюро Украины.

- Скрутили, применили приемы рукопашного боя... люди, которые были с работниками НАБУ. Скорее всего, это группы их физической защиты... Трое сотрудников Генпрокуратуры получили телесные повреждения, - рассказывает об инциденте Гуцуляк.

В Генеральной прокуратуре утверждают, слежку за собой они замечают не впервые. Заместитель начальника департамента по расследованию особо важных дел в сфере экономики - начальник управления по расследованию уголовных производств в сфере экономики Дмитрий Сус говорит, что уже обращал внимание на то, что за ним следило авто НАБУ. 

В то же время в НАБУ есть свое видение происходящего. На официальном сайте они сообщили, что сотрудники бюро проводили скрытое наблюдение за объектом в рамках одного из уголовных дел.

- В помещение, где находились детективы, пытались проникнуть представители ГПУ, которые восприняли происходящее как слежку за собой. Возникла внештатная рабочая ситуация, - объясняют в бюро. 

Вместе с этим они утверждают, что все следственные действия на месте инцидента проводились по решению суда. 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Алексей ЯКУБИН, политолог: "Это конкуренция за ресурсы"

- Действительно, существует большая конкуренция между ГПУ и НАБУ за влияния, в том числе за ресурсы. Еще это связано с разными центрами влияния, которые стоят за этими органами. Генеральная прокуратура находится в орбите президента и его команды. А вот на кого ориентировано НАБУ - пока неизвестно. Именно поэтому между ними происходит борьба за то, кто будет в дальнейшем определять повестку дня по антикоррупционным вопросам, так как именно они будут наиболее животрепещущими для страны в ближайшие годы. И многое будет зависеть от того, кому удастся монополизировать этот вопрос в контексте своих полномочий. Это будут "молодые органы" или же Генпрокуратура Украины, - говорит Алексей Якубин. - Что такое борьба с коррупцией? Этот вопрос может быть направлен против кого угодно. И если НАБУ и САП дальше начнут "копать", а затем появится политическая потребность, и полученную информацию, связанную с коррупцией, они смогут направить на представителей нынешней власти. И в ГПУ понимают всю опасность этого. 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Еще 5 августа ГПУ пришла в здание НАБУ с обыском. Основанием стало расследование по факту незаконного прослушивания этим ведомством телефонных разговоров фигурантов коррупционных дел. Позже генеральный прокурор Юрий Луценко объяснил: причиной прихода прокуроров НАБУ стало то, что прослушивался телефон не того человека.

Как видим, все раздоры между ГПУ и НАБУ получаются из-за телефонной прослушки. Исходя из этого, эксперты и строят свои версии по поводу конфликта.

ГПУ выступает против права НАБУ прослушивать фигурантов коррупционных дел.

Согласно закону НАБУ занимается расследованием коррупционных преступлений в среде высокопоставленных чиновников, прокуроров и депутатов. Можно только предположить, что всплывет наружу после прослушки потенциальных фигурантов коррупционных дел. А ГПУ, несмотря на заверения Юрия Луценко о независимости этого ведомства, все-таки подвержена влиянию из нынешних провластных групп.  Сейчас 

НАБУ не имеет законного права прослушивать телефонные разговоры. Право на прослушивание сейчас имеют СБУ и Нацполиция. НАБУ может только через суд запросить право на прослушивание, но технически это выполнит СБУ. 

Вторая версия - производная от первой. В рамках прослушивая фигурантов коррупционных дел 

НАБУ зацепило какого-то большого человека во власти. Даже была названа фамилия народного депутата от БПП Александра Грановского. А его связывают с Игорем Кононенко и еще называют негласным куратором прокуратуры и судов от этой политической силы.