Афиша следующего сезона бедновата: осенью Меладзе, весной - Лайма Вайкуле

Год назад Минкульт Украины обнародовал первый вариант черных списков деятелей культуры из РФ.

На тот момент фамилий было 40 - артисты, актеры, режиссеры, писатели. Жернова запретов на этом не остановились: к концу 2015 года список раздулся до 83 персон нон грата.

Ни для кого, собственно, не секрет, что на самом деле персонами нон грата признано более чем 500 человек, но не ко всем применяются санкции.

Вот "КП" в Украине" решила обсудить ситуацию, которая сложилась за минувший год в киносфере и в шоу-бизнесе с кинокритиком Андреем Алферовым и экспертом гастрольного рынка Юрием Гулевичем. 

 

Андрей АЛФЕРОВ: "Нужно снять свое столь же заразительное, сколь заразительное было чужое"

- Суть в том, что люди, которые все это придумывали, изначально имели неискренние намерения. Смысла в запретах нет. В любую эпоху. Тем более запреты бессмысленны в информационную эпоху и век интернета. Люди как слушали русский шансон в кафешках, так и слушают, как смотрели русское телевидение, так и смотрят. Альтернативы-то нет. Запрещать не нужно - нужно снять свое столь же заразительное, сколь заразительное было чужое. "ДахаБраха", например, собирает залы по всему миру. И не потому, что государство как-то продвигает новую украинскую культуру. Просто она такая заразительная, что ее там покупают. Вот и все! 

Кино тоже снимается, несмотря на запреты и отсутствие государственной поддержки. Кино хорошее, которое создает стране реноме. Например, "Красная королева" - хороший сериал. Фильм Тараса Ткаченко "Гнездо горлицы" - хорошая мелодрама. 

Появляется маленькое авторское кино. Например, фильм Валентина Васяновича "Уровень черного" про киевского фотографа - это кино без единого слова, городская драма человека, у которого вроде бы все в порядке, но вот счастья в жизни нет. Нужно научиться снимать такие городские истории про повседневную жизнь, а то нас все время тянет снимать про какую-то шароварщину, мифы из прошлого, казаков… Гениальный сериал "Нюхач" у нас сняли. Это пример национального сериала, формат которого купили японцы и французы. Могут у нас придумывать нестыдное новое, заразительное новое. 

В общем, я не видел тогда прока в этих запретах, не вижу и сейчас. Кроме абсолютно чистого формализма. Кому-то нужно соблюсти некую процедуру, оправдать свою зарплату на каком-то посту, решить свои шкурные интересы. Беда в том, что у нас нет ментального перестроения. О людях никто так и не думает. Как по мне, есть внешний враг, агрессор, про которого нам постоянно талдычат по телевизору, и внутренний враг, про которого никто не говорит, потому как только про него кто-то заикнется, сразу будет обвинен в ватничестве и антипатриотизме. И этот внутренний враг - страшнее, он разъедает изнутри.

 

Юрий ГУЛЕВИЧ: "Черные списки - это не самое страшное в этой истории"

- В наличии черных списков есть плюсы и есть минусы. Из плюсов - благодаря тому, что из-за запретов в Украину перестали ездить российские артисты, появилось ощутимое движение в украинском шоу-бизнесе. Если бы еще было хорошее внутреннее финансирование, то были бы отличные результаты. Но в любом случае у украинского зрителя сегодня нет выбора, поэтому он учится слушать украинский продукт. На замену Лепсу и Михайлову пришел Олег Винник, который удачно занял пустующую нишу. В молодежной нише хорошо пошли Алексеев и Monatik. С рэпом и хип-хопом у нас плоховато, могу назвать разве что Ярмака. Но Тимати, как вы понимаете, у нас заменить некому.

Что же касается самих перечней персон нон грата, то черные списки Минкульта - это не самое страшное в этой истории, они хотя бы обнародованы. С ними можно было бы смириться и работать с теми, кто в перечень не попал. Дело в том, что у государственной пограничной службы есть свои тайные списки, которые позволяют тормозить артиста прямо на границе. И тут организаторы концертов влетают на огромные деньги. Вспомнить хотя бы отмену пяти концертов Сергея Пенкина. Ведь все было хорошо, у организаторов было одобрительное письмо Минкульта - ведь Пенкина не было да и нет в черных списках. Продумали тур, арендовали залы, запустили рекламу, а Пенкина взяли и не пустили на границе. В результате агентство, которое везло артиста, понесло убытки в сотни тысяч гривен. То же самое случилось с Егором Кридом, который должен был выступить в огромном клубе на несколько тысяч человек в Киеве.

Я думаю, что пограничники эти списки формируют по факту концертов артистов на территории аннексированного Крыма. Думаю, каждый, кто спел в Крыму, попадает в список по умолчанию.

Прецедент с Крымом, кстати, ярко прозвучал в ситуации с итальянским тенором Алессандро Сафино. Его напрямую поставили перед выбором - или два концерта в Крыму, или шесть концертов на материковой Украине. Он благоразумно выбрал второе. Но если бы это озвучено не было, Сафино тоже, вполне возможно, могли бы завернуть на границе.

Вот эти самые ограничения и сбивают гастроли российских артистов не из списка. Афиша следующего сезона бедновата: осенью Меладзе, весной - Лайма Вайкуле и Кристина Орбакайте.  

Отдельный разговор - это гастроли театральной антрепризы. На них обращают внимания меньше, но с ними совсем беда. Казалось бы, едут "белые артисты", а "Правый сектор" начинает бушевать, и гастроли срываются. Эта ситуация обострилась нынешней весной. И если так дальше будет, еще годик - и про антрепризные гастроли можно будет вообще забыть. Просто они организовываются труднее, чем концерты, и отбиваются дольше. Сейчас на рынке осталось, пожалуй, два гастрольных агентства, которые еще не разлюбили антрепризу.