Хотя, что скрывается за этими словами, порой знают только сами знаменитости.
Недавно в Петербурге вышла скандальная книжка «Прощай, грусть» известной пианистки Полины Осетинской. Из этой автобиографии получается, что ее отец Олег Осетинский превратил жизнь дочери в ад. Маленькая Полина знала только изнурительные упражнения за роялем, концерты, на которых обязана была улыбаться при любом настроении и самочувствии. Иначе следовало наказание.
«Мрачно плюхнувшись за стол, он потребовал, чтобы я немедленно сыграла Восемнадцатый, терцовый этюд Шопена.
Сыграла. Начал ходить по комнате: «Быстрее! Еще быстрее! Еще раз, быстрее!» На четвертый раз у меня заболела рука, и я имела неосторожность об этом сообщить. Он подошел, одним движением сверху донизу разодрал на мне платье. Несколько раз ударив, швырнул головой о батарею, протащил по полу и усадил голой за рояль, проорав: «Играй быстрее, сволочь!»
Я играла, заливая клавиатуру и себя кровью. В комнате было пять мужчин. Но ни один из них не пошевелился, и двадцать лет это не перестает меня удивлять». И таких откровений в книге немало. В суд за клевету, кстати, изверг-отец пока не подал. Значит, все это правда.
Однажды Осетинский объяснил, зачем ему было нужно: «В 1947 году мне, десятилетнему патологическому меломану, партой уродуют руку. Итог - костная мозоль. Третий палец навсегда лишен нужной подвижности. Прощай, музыка! Рыдая, записываю в дневник: «Но когда-нибудь у меня будет дочь, и я сделаю ее великой пианисткой». Сказал - сделал. Но какой ценой.
|
Маша Шарапова: полный «аут» в личной жизни
Подобное «воплощение» себя в детях - история частая. Так произошло с Марией Шараповой, чей папа Юрий - бывший хоккеист, со спортом закончил после получения травмы. Но продолжал любительски поигрывать в теннис. И часто брал маленькую девочку на корт, где тренировался с друзьями. Маша от скуки начала пробовать играть в теннис. Когда Маше было 7 лет, легендарная Мартина Навратилова увидела игру девочки и сказала папе, мол, неплохо у малышки получается, везите к хорошему тренеру.
Папа привез маленькую Машу в теннисную академию Ника Боллетьери. С тех пор Юрий всегда с ней, за всю жизнь пропустив лишь одну тренировку дочери! Результат налицо - Мария сейчас одна из самых известных теннисисток мира. Но никто не знает, насколько она счастлива. Находясь под присмотром отца, она фактически не имеет нормальной личной жизни. В ее голове - только теннис.
«В детстве у меня не было опыта ежедневного общения с другими детьми. Я не была нормальной школьницей, никогда не ходила в детский сад. Трудно скучать о том, чего у тебя никогда не было. Зато я играю в теннис, и только для того, чтобы быть первой, а не десятой. Если не хочешь быть первой в мире, не стоит и начинать».
В свое время так же плотно опекала другую российскую теннисную звездочку, Анну Курникову, ее мама. Чем все это закончилось, прекрасно известно: Аня не только забросила теннис, но и кинула родителей, выгнав их из своей виллы в Майами.
|
Отцы-то понежнее...
Мама Евгения Миронова - несостоявшаяся актриса: карьера не сложилась, и она была вынуждена работать билетершей. Говорят, что до сих пор актер все свои роли репетирует с родительницей, начиная от «Идиота» и заканчивая «Апостолом». И для того чтобы добиться аудиенции у Евгения Миронова, сначала надо поговорить с его мамой Тамарой Петровной. И только она решает, с кем Жене стоит общаться, а кого к черту послать. И сама же говорит, что если бы не контролировала в детстве сына, то ничего бы из него могло не получиться. Да, Евгений действительно звезда. Но что-то с личной жизнью у него нелады.
Вообще мамы порой бывают строже отцов. В книге Ларисы Венгеровой «Педагогический этюд» хорошо описано, как она делала из своего сына Максима вундеркинда. Венгеров, взявший в руки скрипку в четыре года и в пять лет сыгравший первый в жизни концерт с симфоническим оркестром, сейчас знаменит во всем мире. Но в детстве, вместо того чтобы гонять по двору на трехколесном велике, он занимался музыкой. Занятия с гением проходили по ночам - мама приходила домой поздно и могла заниматься с сыном лишь в темное время суток. Максима и просили по-хорошему, и били. Будущий скрипач буквально умирал от усталости, но репетировал.
Не исключено, если бы не мамина настойчивость, то Венгеров остался бы заурядной личностью, а так он признанный гений. Вот только стоят ли детские страдания такого обучения?
СОВЕТ ПСИХОЛОГА
Анна МИТКОВСКАЯ: Ребенка нужно поощрять
- Чаще всего родители начинают «тянуть» ребенка вверх со страшной силой, если видят у него малейшую склонность в какой-либо области. Заставляют заниматься теннисом, например, или же той дисциплиной, в которой у них самих что-то не сложилось. Перед тем как начать это делать, попытайтесь определить для себя две вещи. Первая - хотите вы, чтобы ваш ребенок был счастлив или чтобы он был знаменит, что, заметьте, не одно и то же. Вторая - чего хочет сам ребенок?
Безусловно, ребенку нужно развиваться, и, возможно, он достигнет определенных высот в каком-либо деле, но выбор он должен сделать сам. Также важно его не заставлять, а поощрять. Ведь если над нами висеть сутками, то любое занятие опротивеет хуже горькой редьки. Ребенка нельзя круглосуточно окунать в тренировки и репетиции, потому что в таком случае он не сможет гармонично развиваться, не научится строить отношения, в каком-то смысле станет моральным инвалидом. А в будущем станет либо фанатиком, либо сорвется в алкоголь и наркотики, потому что был лишен каких-то обычных человеческих радостей, и станет добирать их таким извращенным способом. Перфекционизм сделает его жутким снобом, человеком, который не может не получить пятерку, что постоянно будет держать в сильнейшем нервном напряжении и скажется и на здоровье, психике и личных отношениях.
И помните, что часто «великие» достижения «уходят» вместе с подростковым возрастом.
|
МНЕНИЕ ЗВЕЗДЫ
Анастасия ВОЛОЧКОВА: «Не страшно, если дочь не выберет балет»
У Анастасии Волочковой сейчас растет дочь Ариадна. Еще давно мама балерины рассказывала, с какой строгостью она воспитывала Настю, как заставляла заниматься и регулярно муштровала, чтобы вышел толк. Толк вышел. Поэтому мы решили поинтересоваться, какими методами сама Настя будет воспитывать свою дочь.
- Конечно, я буду поощрять, чтобы Ариша развивалась всесторонне. Буду водить ее в секции для развития, но при этом она сама будет выбирать, что ей больше по душе. Пусть решает сама. Захочет, чтобы это был балет, - замечательно, не захочет - ничего страшного!