Финансист Оксана Бродовская: "Бизнес - это та же школа, только в больших масштабах"

Учительница, которая ведет большой бизнес, или бизнес-леди, которая читает "жизненную" экономику школьникам.

Своей команде Оксана Бродовская поставила условие - «а давайте сразу сделаем, как положено».

"КП" в Украине" пообщалась с соучредителем крупной в сфере обмена валют финансовой компании ООО "ФК Абсолют Финанс" и учредителем финкомпании "Магнат". 

Нельзя контролировать рынок валют

- Последние недели некоторые СМИ активно обсуждают деятельность сетей пунктов обмена валют, в частности приближенных к вашей компании, обвиняя в монополизации рынка. Вы имеете цель контролировать весь наличный рынок обмена валют? 

- В нашем деле очень важно полагаться на точные цифры. По информации НБУ, наша сеть охватывает не более 30% от общего количества точек обмена. Да, мы крупнейшая сеть в стране. Впрочем, наша открытость, законность и прозрачность лишь способствуют стабилизации наличного курса валют в Украине, это вам подтвердят аналитики Нацбанка. А теперь прямо отвечаю на ваш вопрос: контролировать полностью рынок невозможно. Мы же не Нацбанк! На курсообразование больше влияет ситуация на межбанке. Любая финансовая компания построена прежде всего на своих деньгах. Это обязательное условие НБУ, и финансовую компанию ни в коем случае нельзя приравнивать к банку. Ведь банки имеют и зарубежные инвестиции, и какие-то другие цели и задачи по Украине. Финансовая компания - у'же. "Абсолют Финанс" имеет лицензию на обмен валютой. Это означает, что мы можем проводить операции по обмену валют на территории Украины. Также мы имеем лицензии на перевод платежей в национальной валюте. "Абсолют Финанс" изначально даже не думала быть монополистом. Я учительница и на сегодняшний день работаю в школе. Еще два года назад о моей деятельности в этой компании как бизнесмена и речи не было. Случилось так, что после Майдана у нас поменялась не только власть в стране, но и власть в семье. "Абсолют Финанс", как и "Абсолют Финанс Групп", - это одни из самых старых компаний на валютном рынке, и ими руководил мой муж.

- Компания у вас была семейная?

- Да. Бывшая семейная. В некоторых моментах я где-то помогала, где-то консультировала, потому что я учитель экономики и моя главная цель в жизни - это было написание программ, учебников, проверка тетрадей, 10-11-е классы школы. Я для университетов разрабатывала разные методички, ставила оценки, была классным руководителем, и вообще все мое счастье было в школе. Но во время Майдана начинаются обширные обыски при том президенте. У нас ломают бизнес, забирают лицензию, возвращают лицензию… И мой муж заболевает и не может работать. Я понимаю, что двух дочерей не накормишь учительской зарплатой, решаю попробовать. С мужем мы в разводе на сегодняшний день, "Абсолют Финанс" всегда была моей компанией. "Абсолют Финанс Групп" - это та компания, у которой позже заберут лицензию с компаньонами мужа, с ним самим, и моей она не была. И с мая "Абсолют Финанс" выходит на украинский рынок не просто как маленькая компания, а в своих диких фантазиях после Майдана мне хочется построить финансовую компанию, которая не будет скрывать налоги, нормально трудоустроит женщин. Работать будут инвалиды. Валютный рынок может быть белым, серым, черным - любым. Серое и черное меня не интересовало изначально. Мне было интересно вот это белое положить на рельсы закона и показать, что это возможно сделать.   

- Вы хотели показать, бывает ли в принципе нечто подобное в нашей стране?

- Да. И это учительское. Сделать правильно. Получив эту команду, я представила, что это тот же класс со своим президентом в школе. Наша команда поставила сразу условие - "а давайте сразу сделаем, как положено". Сначала было тяжело. На сегодняшний день финансовая компания стала абсолютным чемпионом по количеству отделений только потому, что другие владельцы своих отделений поняли, что можно работать законно - зачем платить местному менту, если можно прийти сюда. Только заплачены налоги, трудоустроены все кассиры и начальники отделений.

- Вы довольны результатом?

- Мы к нему долго шли тернистым путем. За прошлый год это дало результаты. Прежде всего "Абсолют Финанс" стала компанией, которая заплатила больше всего налогов. Это 73 миллиона - больше, чем некоторые заводы, например, металлургические, выйдя в пятерку лидеров по количеству и оплате налогов. А это и зарплаты, это же и пенсии, это наши дороги и многое другое. У нас работают около двухсот инвалидов, АТОшники. Мы никогда не вешали себе медали, что мы помогаем АТО или делаем еще какие-то добрые дела. 

"Меня и заказывали, и проплачивали - хотели избить, убить"

- Бизнес и особенно ваша сфера - это тяжелый труд. Здесь надо быть акулой, уметь продержаться, бороться.

- А в школе разве не так? Я 20 лет проработала в школе. У меня около десятка высших образований, я кандидат экономических наук. Первое мое образование химическое. Я - микроклональный биолог. Я могу из клетки получить живой организм. А так у меня педагогическое образование. Я в школе читала биологию, географию, экономику, экологию, еще и химию. Сейчас учу детей, например, как заключить договор и при этом не попасть впросак в нотариальных моментах. Как определить валюту, фальшивая ли она, как правильно обменять валюту, где законный и где незаконный обмен и что вы теряете при законном и незаконном. Например, все знают о семейном бюджете, но мало кто знает, как его поделить. У меня нет короны. Когда все было арестовано, я отрезала себе ногти и мыла кабинеты. Прекрасно знаю: сегодня есть финкомпания, завтра в Нацбанке поменяют законы - нет финкомпании. Знаю, что у меня есть моя профессия, и от голода я никогда не умру. Сейчас мне очень нравится система работы Нацбанка - больше понимания со стороны власти. Но определилась такая тенденция - вышло много финансовых компаний, которыми прикрылся черный обмен. То есть чернообменщики получили какие-то крыши и стали работать как бы законно. 

- Вы говорите о каких-то конкретных структурах?

- Обвинять - не моя прерогатива. Для этого у нас есть множество контролирующих органов. Но из ежедневной практики знаю, что только в центре столицы работают больше десятка теневых пунктов. Все мы знаем об этом, но почему-то честные журналисты не замечают просто под своим офисом теневиков. Хотя нет ничего проще, чем поинтересоваться в пресс-службе Нацбанка информацией про законность деятельности того или иного пункта обмена. К сожалению, деятельность теневиков покрывают некоторые недобросовестные правоохранители и даже представители законодательной власти.

Вас упоминают в связке с главой СНБО Украины – Александром Турчиновым. Имеет ли он часть собственности Вашей компании, как утверждают некоторые СМИ?

- Эти "некоторые" СМИ, о которых Вы упоминаете, находятся в собственности ряда олигархов. Бизнес некоторых из них напрямую конкурирует с нами. Естественно, собственнику трудно не удержаться от искушения использовать свои СМИ против конкурентов. К такой нечестной конкуренции мы привыкли и всегда готовы увидеть очередное "расследование". Отмечу, что ни разу ни один из "расследователей" официально напрямую не обращался.


- Относительно собственников компании. Я с огромным уважением отношусь к Александру Валентиновичу Турчинову, но он не был ни соучредителем, ни владельцем компании. Еще раз повторюсь – компания принадлежит мне. Источники происхождения средств легальны и с них были уплачены налоги. Как раз тот случай, когда можно рассказать как был заработан первый миллион. Иногда в заказных публикациях компанию связывают не так с Александром Турчиновым, как с Русланом Лукьянчуком, его бывшим помощником. Так сложилось, что когда пришлось вести бизнес, я написала заявление и перестала быть помощником Руслана Валерьевича. Я раньше думала, почему такой бизнес зачастую возглавляют мужчины. За прошлый год меня и заказывали, и проплачивали – хотели избить, убить. Сейчас я занимаюсь как раз мужским делом.

- На что надеяться простым украинцам? Можете ли вы дать прогнозы на ближайшую перспективу по курсу украинской гривны?

- Давать прогнозы в этой сфере дело неблагодарное. Наша сеть делает все, чтобы поддержать государственную политику Нацбанка, направленную на стабилизацию нац­валюты. К сожалению, на рынке наблюдается много флуктуаций, связанных с деятельностью теневиков. А я работаю так, чтобы моим дочерям не было за меня стыдно и чтобы моим ученикам не было стыдно.