Игуменья Антония: «Петр Кузнецов просил верующих убить его!»

За историей с затворниками, ушедшими в подземелье близ села Никольское (Пензенская область) шесть месяцев назад, как за сериалом, наблюдала вся страна. Недавно часть людей покинули пещеры. Выйти их уговорила игуменья Антония (долгое время их духовная наставница).
 
Пензенские власти уже привезли 76-летнюю Антонию (в миру Ангелину Ульянову) домой - в Ивановскую область. Мы застали ее на крылечке избы, которую старушка купила три года назад. Огородик за домом, оплывшие после зимы грядки, пара яблонь...
 
Антония встретила радушно, провела в комнату. Долго извинялась за беспорядок: после возвращения домой не до всего руки дошли. И мирские заботы ждет с радостью:
 
- Не знаю, что на меня нашло... Как могла поверить в конец света?! В Библии же написано: произойдет он лишь после того, как один человек станет владеть миром...
 
С «учением о конце света» женщина познакомилась по книгам Кузнецова - он привез их в ее деревеньку. К тому времени Ангелина Ульянова была глубоко верующей. Еще с 78-го года, когда пережила клиническую смерть. А до того была обычной советской материалисткой. Работала на Севере электросварщиком. Потом обучала своему ремеслу молодежь. А в 78-м понадобилась срочная операция. Трепанацию черепа делали около восьми часов. В итоге она... умерла.
 
Бывшая затворница уже оформила временное удостоверение личности и получила пенсию за март. Фото Романа КАДНИКОВА.
 
- Но душа в это время продолжала жить, - мягко улыбается женщина. - Пришел ангел, и мы полетели к Богу. Он спросил, хочу ли я остаться в раю или вернуться на землю. Я отвечала, что мне надо поставить на ноги сына (сейчас 46-летний сын Ульяновой живет в Нижнекамске. - Авт.). И мне вернули жизнь. С тех пор я уверовала.
 
Ульянова приняла крещение, получила имя Антония. А когда сын стал самостоятельным, постриглась в монахини.
 
...В Пензу Антония отправилась после встречи с Петром Кузнецовым.
 
- Он уехал, а мне хотелось понять: почему он настаивает, чтобы я отказалась от денег, которые сама заработала. Ведь мне их послал Бог...
 
Но Петр обладал особой силой убеждения. (Многие затворники говорили, что после общения с Кузнецовым чувствовали себя как под гипнозом.)
 
- Я долго отказывалась идти в пещеру, но вдруг согласилась. Даже на коленки встала, сама не знаю почему...
 
Кузнецов благословил женщину быть духовным лидером затворников. Без ее разрешения никто не мог даже вести переговоры с властями и милицией.
 
А когда группа сидельцев с Антонией вышла на землю, к ней пришел Петр.
 
- Спросил у меня: возродится ли он после смерти как пророк? И я ответила, что у меня больше нет к нему веры. И возродиться он не сможет. После этого Петро попросил меня благословить Василия или Виталия (затворники Василий Прокопьев и Виталий Недогон. - Авт.), чтобы те убили его, дабы Петр воскрес в образе Ильи Пророка. Я сказала, что не стану обрекать невинных на суд человеческий и Божий.
 
Тогда, как мы рассказывали, сам Петр попытался покончить с собой. Он все еще в реанимации. Но жить, говорят врачи, будет.
 
Матушка Антония вернулась к нормальной жизни. Приехав домой, первым делом отправилась в сельскую администрацию. Оформила временное удостоверение личности и уже получила пенсию за март. Власти обещали ей за неделю начислить пенсию и за все те месяцы, что она отсутствовала.
 
- Буду жить, хозяйство вести, - с улыбкой говорит женщина. - А Богу молиться и дома можно.
 
Роман КАДНИКОВ («КП» - Иваново»)
 
 
 
КОМПЕТЕНТНО
 
Прихожане были под гипнозом?
 
Андрей КАМИН, врач-психотерапевт:
 
- Скорее всего, речь в этом случае идет не о гипнозе, а о внушении. Нужно понимать, что автор учения о скором конце света Петр Кузнецов - психически болен, диагноз ему уже поставлен. Если в структуре заболевания есть болезненные идеи, то человек легко может внушить их другим людям, особенно если обладает авторитетом среди окружающих. Заболев, он перестал сомневаться в том, что говорит. А перестав сомневаться, стал сильным в своей идее. Не усыплял он людей посредством гипноза - он их запутывал, вводил в состояние растерянности рассказами о конце света! Это посильнее гипноза. Такое внушение и страх действуют от месяца до полугода.
 
 
 


 

Апарин уверен, что духовная жизнь выше, чем земная. Фото Романа ИГНАТЬЕВА.
А В ЭТО ВРЕМЯ
 
Нижегородский затворник решил «не губить душу ради своих жены и детей»
 
Бывший бизнесмен оставляет семью и собирается обосноваться в Никольском
 
Станислава Апарина мы нашли в его родном селе Арефино Нижегородской области. В пещеру 37-летний мужчина ушел отнюдь не от тяжелой жизни. Когда уезжал в Пензенскую область, у него было три продмагазина. Все время, пока мужчина был в подземелье, в Арефине его ждали мама, жена Люба, восьмилетний Владислав и восьмимесячная Ангелина. Но радоваться первым шагам дочки глава семейства не собирается: хочет вернуться обратно в Никольское.
 
- Меня и так с трудом отпустили: сейчас братьям и сестрам как никогда нужна моя помощь, -- переживает Станислав. - Но жена и мама очень просили приехать к ним, разобраться с делами. Магазины-то на меня оформлены.
 
- А потом уедете? И семью не жалко?
 
- Я сразу звал жену с собой, но она не пошла. Тащить ее насильно не стал. Если Люба не хочет спасения для себя и детей, то мне нет смысла губить свою душу, оставаясь с ними.
 
- Звучит бесчувственно...
 
- Пророк (Петр Кузнецов. - Ред.) говорит, что родственные связи нас погубят...
 
- Но зачем вы под эту самую землю ушли?..
 
- Я всем в жизни был доволен. А потом ко мне приехал один друг, многое мне объяснил. Я стал в церковь ходить. Господь мне истины быстро открывать начал. Я понял, что духовная жизнь выше, чем земная. И ушел.
 
А вот родные Станислава вспоминают, что разительные перемены с Апариным произошли семь лет назад, когда он сбил насмерть пожилого человека. Потом экспертиза показала, что старик был пьян, суд признал Станислава невиновным. Но тот все равно корил себя. Долго помогал семье погибшего.
 
- С того времени он замкнулся, начал ходить в церковь и растить бороду, - вздыхает отец Апарина. - А потом Кузнецова встретил...
 
Психотерапевт Андрей Камин поговорил по нашей просьбе целый час со Станиславом:
 
- Апарин абсолютно вменяем. И только когда начинает цитировать слова Кузнецова, проскальзывают истерические интонации, явно принадлежащие Петру. Скорее всего, Станислав в сложный для него период попал под влияние этого человека. Если он останется в Арефине хотя бы месяц, то, возможно, навсегда отойдет от идей сидельцев.