Испытано на себе: есть ли жизнь в раскаленном автомобиле

Корреспондент "КП" выдержала час в закрытом "Форде" на солнцепеке.

Даша отважно рискнула собственным здоровьем, но повторять этот эксперимент никому не советуем. Фото: Иван МАКЕЕВ

Рулить, когда за бортом автомобиля +30 и выше, занятие тяжкое. Но все же ты в пути, да и в большинстве салонов есть кондиционеры. А вот остаться в раскаленной машине под палящим солнцем - смерти подобно. А такое частенько бывает, когда нерадивые родители оставляют в машинах своих детей.

Насколько это опасно - остаться в душной машине, я решила испытать на собственной шкуре.

Мне 20 лет, рост 164 см, вес 50 кг. Стандартное давление для меня 90/60 при общей норме 120/80 (для пятилетнего ребенка нормальное давление в среднем 100/60). В офисе редакции температура +20. Померили мое давление, так и есть - 90/60.

Начинаем эксперимент.

13.25. Температура на улице +29.

В черном "Форде", который ждал меня на парковке, - температура +39.

Задача: просидеть в этой духовке час. Окна не открывать, воду не пить. И вообще представить, что закрыли меня на ключ. Хотя, конечно, у меня была возможность выйти из машины, когда захочу.

Как только я села в машину, температура воздуха в ней стала подниматься. С +39 до +45. Сразу же по всему телу выступила испарина. Ощущение - как в бане.

13.35. Меряю давление - 100/70. Но общее самочувствие, не считая потливости, нормальное.

13.45. Спасаю макияж, потому что со лба текли капли пота. К чему бы я ни прикасалась, все становилось мокрым. Температура в салоне уже +46. Влажность воздуха 39%.

14.05. Температура +45... +47. Давление не меняется. Появилась слабость в руках. Попыталась отвлечься, но не было никакого желания листать Инстаграм. Вообще все чувства как-то притупились, вялость была не только в теле, но и в сознании. Все-таки заставила себя зайти на сайт и почитать симптомы, что происходит с человеком в такую жару. Первый признак, что ваш организм не выдерживает, - ухудшается внимание. И действительно, одну страницу книги в телефоне я перечитала 3 раза.

14.10. Меряю давление. Ого! 115/75. Подскочило! 

14.20. Сердце стало биться чаще. Воздуха не хватает. Одежду можно выжимать. Слабость. В глазах стало темнеть, и замигали цветные точки. Давление 120/80. Пришлось выйти, чтобы не потерять сознание. Ощущение, как будто я только что вынырнула из реки: вся мокрая, в ушах гудит. Залпом выпила бутылку воды. Но и спустя час давление не нормализовалось.

Так что можно представить, каково ребенку даже несколько минут в такой адской машине. А вот вообразить родителей, которые могут оставить малыша запертым на пекле, очень трудно. 

КСТАТИ

Поток прохладного воздуха от кондиционера в машине направляйте в ноги, а не в лицо. Это поможет гораздо эффективнее бороться с жарой, а риск, что продует и ангину схватите, значительно ниже. Кожа ног очень чувствительна к перепаду температур. Капилляры и нервные окончания, подходящие к ней, активно участвуют в терморегуляции.  Потому, создавая ногам приятную прохладу, мы помогаем всему организму перестроиться и легче переносить жару. Совет касается не только автомобиля. Если дома жарко, то также есть смысл время от времени ополаскивать ноги прохладной водой. 

ТРИ ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЗНОЙ ЗА РУЛЕМ:

Африка в машине? Охлаждайте ноги 

Советы врачей, как снизить риск аварии, когда на улице +30 градусов, и поддержать организм, если предстоит долгая поездка.

1. Снижение концентрации внимания. Как рассказал нам психотерапевт Анатолий Герман, при температуре воздуха до 25 градусов водитель может хорошо контролировать дорогу в течение 4 - 5 часов. Но при температуре выше 30 градусов человек устает уже за 1,5 - 2 часа, потому что на жаре обмен веществ замедляется и сигналы об опасности, поступающие в мозг, притупляются. В результате снижается реакция.

Совет. Перед дальней дорогой выпейте таблетку глицина (это аминокислота, активизирующая мозг). Даже если у вас в машине кондиционер, делайте остановки каждые полтора-два часа (организм реагирует не только на температуру в машине, но и на улице). Как только стали уставать, нажмите на точку между бровей и массируйте минуты две, это даст энергию.

2. Обезвоживание. На жаре и в духоте мы можем потерять до полулитра пота за час. Если не восполнить влагу, может начаться гипоксия, то есть кислородное голодание мышц и мозга. Это также ведет к снижению быстроты реакции, предупреждает психоэндокринолог Наталья Гридасова. Могут еще возникнуть микроспазмы мышц рук и ног, что за рулем крайне опасно.

Совет. Перед дорогой выпейте томатного сока, за счет калия он поддержит водно-солевой баланс. Не ешьте перед дорогой сладостей - сахар усиливает потоотделение. А также жирную пищу - она замедляет обмен веществ. Возьмите в кабину спрей с минералкой и опрыскивайте лицо и шею каждые 15 - 20 минут. И захватите в дорогу бутылку питьевой воды.

3. Слепящее солнце. Многие аварии летом происходят потому, что водитель просто не мог увидеть летящую навстречу машину из-за солнечных лучей.

Совет. В идеале - выезжать рано утром или после заката. Но если надо спешить, когда солнце в зените, заведите специальные солнцезащитные очки для водителей с антибликовыми или дымчатыми стеклами и всегда держите их в машине.