Актуальные нормы
Субсидии украинским семьям назначаются исходя из единых для всей страны социальных норм жилья и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, установленных постановлением правительства от 06.08.2014 №409 и с тех пор несколько раз изменявшихся. Естественно, в сторону снижения.
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте Министерства социальной политики Украины, на сегодня при расчете субсидий являются актуальными следующие нормативы: https://www.msp.gov.ua/news/16212.html
Норма площади жилья
13,65 кв.м на человека + 35,22 кв.м на семью
На основании решения комиссии, субсидии могут назначаться нетрудоспособным лицам, которые проживают одни, на площадь жилья сверх нормы, но при этом она не может превышать более чем на 30% социальную норму жилья, рассчитанную для домохозяйства.
Потребление природного газа
*на отопление 4,5 куб.м. на 1 кв.м отапливаемой площади * коррект. коэффициент (в отопительный период)
*на газовую плиту (приготовление еды) 3,3 куб.м на человека
*на газовую плиту при отсутствии горячего водоснабжения и газового водонагревателя (приготовление еды и подогрев воды) 5,4 куб.м на человека
*на газовую плиту и водонагреватель 10,5 куб.м на человека
Централизованное водоснабжение и водоотвод
*холодное водоснабжение:
2,4 куб.м на человека при наличии централиз. горячего водоснабжения,
4,0 куб.м на человека при отсутствии централиз. горячего водоснабжения.
*горячее водоснабжение 1,6 куб.м на человека
*водоотвод 4,0 куб.м на человека
Потребление электроэнергии
*на отопление 30 кВт*час на 1 кв.м отопительной площади *коррект.коэффициент (в отопительный период)
*в домах, оборудованных стационарными электроплитами, при наличии централизованного горячего и холодного водоснабжения - 70 кВт*час в месяц на семью с одного человека и дополнительно 30 кВт*час в месяц на каждого другого члена семьи, но не более 190 кВт*час в месяц
*в домах, не оборудованных стационарными электроплитами при наличии централизованного холодного водоснабжения и при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газовых водонагревателей - 100 кВт*час на семью с одного человека и дополнительно 30 кВт*час в месяц на каждого другого члена семьи, но не более 220 кВт*час в месяц.
Потребление тепловой энергии
на отопление - 0,0431 Ккал на 1 кв.м отопительной площади * коррект.коэффициент (в отопительный период)
Вывоз отходов
Вывоз твердых бытовых отходов - 0,4167 куб. метра на одного человека
Вывоз редких бытовых отходов и нечистот 0,76 куб. метра на одну особу
В случае отсутствия системы централизованного водоотвода и при наличии централизованного водоснабжения и выгребных ям - 4,0 куб.м на семью.
Долг в 340 грн опасен для субсидии
С легкой руки СМИ, тема долгов, при наличии которых потребителям могут отказать в субсидии, вспыхнула с новой силой. Между тем этой теме уже полтора года.
Изменения в порядке назначения субсидий вступили в силу еще в августе 2017-го. В соответствии с ними, при продлении субсидии на новый период учитывается наличие просроченной задолженности по оплате услуг ЖКХ более двух месяцев. И если общая сумма долга за жилищно-коммунальные услуги превышает 340 гривен, субсидию могут и не назначить.
Тогда же был изменен и период, за который учитываются доходы семьи при назначении субсидии с четырех кварталов на два.
Монетизация: "телега впереди лошади"
Как известно, в 2019-м в Украине стартует монетизация субсидий. Всем получателям льгот и субсидий (кроме тех, кто обратились за помощью впервые в 2019-м) в мае 2019 года нужно будет подать заявление на монетизацию и Декларацию о доходах в управление социальной защиты населения и дать разрешение на обработку персональных данных.
Впрочем, ожидания субсидиантами "живых денег" оказались напрасными. Как пояснили в Минсоцполитики, в Украине субсидии получает половина семей, и, если сразу раздать такому количеству людей деньги на руки, возникнет риск гиперинфляции. К тому же, есть большие сомнения в том, что эти деньги пойдут на оплату коммуналки, а не разойдутся на более "нужные вещи".
Поэтому помощь будет поступать на персональную учетную запись субсидианта и льготника в "Ощадбанк", и только то, что останется после оплаты коммуналки на протяжении года, по результатам отопительного сезона, энергобережливые украинцы смогут забрать из банка наличными.
При этом эксперты говорят, что это какая-то "недомонетизация", и с настоящей монетизацией она имеет мало общего.
- Монетизация субсидий - это завершение всей реформы из трех основных этапов: верификация, селекция и, собственно, монетизация, - отметил в комментарии "КП" в Украине" аналитик Алексей Кущ. - У нас еще не завершен первый этап, предусматривающий, что у государства есть не просто реестр в виде списка субсидиантов (как "реестр избирателей"), а мультифункциональная база данных, способная обмениваться данными с госреестрами по недвижимости, автомобилям, базами данных налоговой, банковскими счетами, пограничной службой и т.д. Ничего этого пока нет. Не говоря уже о селекции, ведь проверить даже десятую часть от 5 млн домохозяйств-субсидиантов невозможно даже в теории. Поэтому монетизация сейчас - это телега впереди лошади. В условиях сокращения социальных норм потребления она выглядит как чисто политический проект: при таких нормах, сэкономить смогут лишь те, кто будет греться у соседа.