Поводом для написания этого материала стала найденная в одной из электронных библиотек брошюра профессора Киевского политехнического института В. Иванова "Об удалении твердых бытовых отбросов в городе Киев". Дата издания -1915 год.
На первый взгляд – откровенное занудство. Кому сейчас интересны столетней давности проблемы с мусором в Киеве? Но потом подумалось, Украина и Киев были обречены в первой четверти ХХ века на экстремальные испытания, следующие одно за другим. Первая мировая, революция, 14 смен власти за три года. Погромы, обстрелы, продовольственные кризисы, хаос, постоянные миграционные процессы... А жизнь продолжалась. И каждый день нужно было выносить мусор, обогревать дом, добывать где-то еду и воду. Мало того, каким-то чудом работала и коммунальная инфраструктура.
Мы решили вспомнить и разобраться, какие "блага цивилизации" были доступны горожанам век назад.
В революционные годы из крана текла артезианская вода
Первый киевский водопровод был открыт 1 марта 1872 года. Официально. До этого люди были предоставлены сами себе. Хочешь быть с водой – добывай ее как знаешь, не хочешь – сиди без воды.
Хуже всего жилось обитателям Печерска. Ныне респектабельный район тогда таковым не считался, одна из причин - его расположение на холме. Чтобы набрать воду в ближайшем источнике или в Днепре, нужно было потратить несколько часов. Неслучайно в те годы на рынке труда одной из самых востребованных специальностей были водоносы и водовозы. В качестве самых дешевых принимались богомольцы, пришедшие помолиться в Лавру. Часто у таких людей не было денег, и они "за угол" нанимались носить хозяевам воду.
"Золотым дном" дефицит воды стал и для пожарных. Они использовали бочки для тушения пожаров как резервуары для воды на продажу. Вот только зачастую, в погоне за приработком, не успевали на пожары или приезжали на место с пустыми бочками.
Все начало меняться с 1872 года. Кроме появившегося водопровода, власти города озаботились и перспективой добычи подземных вод. Это сейчас для многих приезжих кажется странным, когда к бюветам выстраиваются очереди с пустыми "баклажками". Ведь во многих городах Украины такой метод водоснабжения востребован никогда не был. Для Киева же это историческая традиция. Первую артезианскую скважину здесь пробурили еще в 1886 году, а с 1896 года добытую из-под земли воду стали смешивать с очищенной речной и запускать в водопровод.
По-настоящему уникальная возможность пить самую чистую воду, текущую из крана, у горожан появилась в 1908 году. Не было бы счастья, да несчастье помогло - именно тот случай. В городе свирепствовала эпидемия холеры и городская власть принимает беспрецедентное решение - пустить в трубы исключительно артезианскую воду, не смешивая ее с речной.
Вплоть до 1939 года киевляне пользовались водой без каких-либо примесей и не подвергнутой дополнительной очистке.
|
Свет бесплатный, но с перебоями
Активная электрификация Киева началась в первые годы ХХ века. Здесь совпало несколько факторов. Город действительно стремительно развивался, появлялись новые промышленные предприятия, заводы и фабрики. Показательный момент, первый в Российской империи трамвай вышел в рейс именно в Киеве. Произошло это 2 мая 1892 г. Тогда прошло его испытание по маршруту Подол - Александровская площадь – Крещатик. Длина маршрута составляла всего 1, 5 км.
Естественно, возрастал спрос на тогдашние высокие технологии. А электричество было как раз в моде. Понятно, что это не могло не затронуть и жизнь обычных киевлян. Не только богатые жители города, но и представители среднего класса считали для себя жизненно необходимым обзавестись каким-нибудь электрическим прибором. И уж как минимум провести в дом электрическое освещение.
Но "электрический рай" закончился с наступлением смутных времен. И хотя электроэнергию населению в эти годы отпускали бесплатно (попросту было непонятно, как взимать положенную плату), киевские электростанции держались из последних сил.
"На 1 января 1919 года дров было около 15000 куб. саж., далее в дело пошли запасы, которые хранились на пристанях вверх по Днепру и Десне. К концу года, когда истощились запасы топлива в гавани, приступили к разработке на дрова пяти стратегических мостов у Киева, колод в гавани, старых гончаков", - писал в годовом отчете заведующий Центральной станцией Киевского городского электрического предприятия П.Д. Швецов.
Людям стало понятно – свет может исчезнуть в любой момент, и пора доставать из кладовок керосиновые лампы. Так и вышло - уже в начале 1919 года существенные перебои с электричеством заставили горожан перейти на забытые методы освещения своих жилищ, а трамваи, которым недавно так радовались, стали выходить на линию лишь по праздникам.
Холодильники держали во дворе
Если вернуться к забытым сегодня профессиям – водовоз, трубочист, извозчик, то в этот список следует добавить еще одну, не менее востребованную в старые времена, – ледоруб.
Все просто, в домах киевлян тогда не было холодильников. Первой, и ее можно назвать "памятником киевским холодильникам", к которой даже экскурсии водили, стала холодильная установка Бессарабского рынка, открывшегося в 1912 году. Но это так – почти выставочный экспонат. Большинство горожан продолжали пользоваться по старинке ледниками.
Это небольшое подземное хранилище обустраивалось во дворах и напоминало еще оставшиеся сегодня в быту подвалы. Разве что холмик над "норой" был повыше. Говорят, что последний киевский ледник был срыт лишь в середине 70-х. В начале же века они являлись неотъемлемой частью жизни.
Лед для подземных хранилищ заготавливался в самые трескучие морозы. Любопытно, но в приоритете считался добытый на Днепре и других реках. Добывать его на закрытых водоемах даже запрещала городская власть. Считалось, что из-за недостатка содержания кислорода он не так как нужно воспринимает плюсовую температуру.
В городе собирались строить мусороперерабатывающий завод
А был еще мусор, считавшийся в первые десятилетия ХХ века едва ли не главной проблемой города.
В брошюре профессора Иванова, с которой начинался этот материал, объясняется суть проблемы. Свалки на Куреневке и на окраине Лукьяновского участка грозят городу эпидемиями. А значит, нужно что-то срочно делать. Для начала профессор предлагает изучить опыт таких городов как Париж, Мюнхен и Берлин. Это сортировка, переработка на сельскохозяйственные удобрения и сжигание в печах кирпичных заводов. А лишь после этого говорить о постройке в Киеве мусоросжигающих заводов.
Любопытно, что категорически отвергается идея строительства одного такого центра. Учитывается и загрязнение воздуха вокруг него, и сложная логистика доставки "продукта" к месту утилизации. Предполагается, что в Киеве будет создано минимум три таких станции. Первая – между Подолом и Куреневкой, вторая обслужит Зверинец, Печерск, Липки, третья предназначалась для остальных районов города - Лукьяновка, Сырец, Шулявка.
Дальше - больше. По мнению профессора, уже тогда нужно было создавать стандарты для мусорных баков и готовить для централизованного вывоза мусора специальные экипажи, оборудованные под сбор стандартизированных емкостей. В заключение приводятся расчеты, каким образом правильный вывоз мусора и его сортировка снизит коммунальные затраты для простого киевлянина. Выходило, что сумма в платежке должна стать на 25-50% меньше, чем раньше.
По данным СМИ того времени, городские власти докладом профессора Иванова заинтересовались и собирались его рассматривать. Но шел 1915 год. Первая мировая, потом революции и хаос.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ