Корреспонденты "КП Беларусь" связались с друзьями погибшего журналиста Павла Шереметы. Он родился, вырос и делал свои первые шаги в журналистике именно в Беларуси. Из-за постоянной критики в адрес Лукашенко Шеремет вынужден был уйти из национального канала и возглавил корпункт ОРТ в Беларуси. За сюжет про то, что белорусскую границу можно перейти нелегально, просидел два месяца в тюрьме и получил условный срок. После вынужденно переехал в Россию, где тоже работал тележурналистом. А последние пять лет жил и работал в Киеве.
Светлана Калинкина, коллега по "Белорусской деловой газете", друг Павла:
- Павла я видела давно, но последние полтора месяца мы очень активно с ним переписывались по интернету. Его волновала судьба сайта "Белорусский партизан". Подозрений по поводу того, что его жизни что-то угрожает, я не заметила. Другое дело - атмосфера вокруг "Украинской правды", в которой он работал, была очень неспокойной, но он всегда говорил, что в Украине работать все равно безопасней, чем в Москве.
У него было несколько проектов, связанных с журналистикой, он вел мастер-классы для журналистов - но бизнесом, насколько я знаю, не занимался.
- Что вспоминается больше всего сейчас?
- Момент, когда он решил уехать из Беларуси. Наш разговор тогда был очень нервным, я не одобряла его решение. И сейчас мне очень горько, что он меня не послушал. От судьбы не убежишь. У Паши характер был такой - он не искал спокойствия, все время оказывался в самых горячих местах, на острие событий. Впрочем, он ведь, несмотря на отъезд, очень скоро вернулся к проектам, связанным с Беларусью.
- Он не жил с семьей?
- Нет. Семья в Москве, в Минске осталась его мама.
- Как вы думаете, заказчик убийства может быть не из Украины?
- То, что концы этого преступления ведут в Минск - маловероятно. А вот российский след я бы не исключала. Он ведь был одним из близких друзей Бориса Немцова. Даже вел церемонию похорон этого политика.
- У него не было белорусского паспорта?
- Нет, Павла ведь лишили гражданства Беларуси.
Наталья Радина, редактор сайта "Хартия-97", подруга Павла:
- Однозначно, это убийство. Павел не был ангелом. Позиции наши часто не совпадали, ругались мы с ним до хрипоты, но всегда сразу же, по его же инициативе, мирились. И невозможно было на него долго злиться, потому что обаяние было сумасшедшее. Помню, как-то он сказал: "Я уже все в этой жизни сделал и всего добился. Мне скучно..." А потом рванул в Украину, поменял резко свою жизнь, взбодрился и стал покорять новые вершины. Мне будет не хватать наших споров.
Три версии убийства Павла Шереметы
Советник министра МВД Зорян Шкиряк во время общения с журналистами на местевзрыва машины Павла Шеремета озвучил версии жестоко убийства журналиста.
- Безусловно, это спланированное жестокое преступление. Основные версии озвучены. Прежде всего, это профессиональная журналистская деятельность.
Также Шкиряк не исключает версию, что у Шеремета могли быть неприязненные отношения с некоторыми лицами.
- Мы ничего не можем исключать, - сказал советник главы МВД.
Третья версия – это российский след, в чем Зорян Шкиряк солидарен со своим коллегой – также советником и народным депутатом Антоном Геращенко.
- У нас все удивительным образом совпадает с теми событиями, которые происходят в Украине, - сделал акцент Зорян Шкиряк. – Обострение на фронте… Плюс сюда можно добавить всем известный поп-парад (Крестный ход, организованный УПЦ МП). Исключать версию участия в этом преступлении российских спецслужб мы не можем, - сказал он.
Шеремет после взрыва был еще жив - очевидец
В СМИ появился видеоролик, на котором запечатлен момент, как журналиста Павла Шеремета после взрыва в центре Киева вытаскивали из поврежденного автомобиля. Мы не публикуем это видео, так как на нем фактически запечатлен момент смерти.
Очевидцы на ролике утверждают, что ныне покойный журналист еще подавал признаки жизни спустя несколько минут после взрыва. На самих кадрах видно, как Шеремет сделал пару едва заметных движений. Также был слышен кашель, который, вероятно, издавал умирающий.
- Когда его вытащили из автомобиля он был жив. Одежда на нем горела и потому его начали тушить. Ему было больно, его ноги были перебиты. Он стонал. Он был в агонии. Я думаю, что он умер уже в "скорой", - сказал очевидец происшествия Петр Федоренко, цитирует "Укринформ".
Отрывки из последних интервью Шеремета
19 июля 2016 год:
"Когда я только приехал в Украину и пытался разговаривать на украинском, то постоянно употреблял польские и белорусские слова. А сейчас даже в эфире читаю минут десять на украинском. Это коряво получается, но не надо бояться говорить. Я также проникся историей братьев Капрановых, которые начали говорить по-украински лишь в 90-х. Я не говорил по-белорусски, но мне стыдно за такое варварское отношение к родному языку. Это трагедия, в Минске вы практически не услышите белорусский язык.