Что кроется за требованием МВФ снять мораторий на раскрытие банковской тайны

Об этом "КП" в Украине" спросила экспертов.

Фото: 24daily.net

МВФ требует законодательно закрепить операционную независимость Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, предоставление ей полномочий проводить расследование правонарушений, устранение препятствий в проведении проверок, а также снятие банковской тайны. Об этом сообщают СМИ со ссылкой на слова главы Нацкомиссии Тимура Хромаева.

Украинцы забеспокоились: неужели правда? А если и так, то чью именно банковскую тайну раскроют и до каких пределов?

По словам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, данное требование касается исключительно коммерческих банков и сводится к тому, что раз в месяц эти банки должны подавать информацию в НБУ относительно того, как выполняются кредитные договора. На основании этого мониторинга регулятор делает вывод о качестве активов, и если оно недостаточное, то принимает решение либо о докапитализации, либо о ликвидации финучреждения.

- В прошлом году усиливалась самостоятельность НБУ, теперь на очереди другие регуляторы, - добавляет юрист Андрей Вигиринский. - Один из двигателей экономики - это рынок инвестиционных фондов, ценных бумаг, в нем аккумулируются значительные средства. Неоднократно в СМИ появлялись сообщения, что ценные бумаги, выступающие обеспечением, залогом в банках, в последующем признавались неплатежеспособными. То есть по сути они являлись "мусорными бумагами", не имеющими реальной рыночной ценности, а их эмитенты – компаниями-однодневками. То есть нужен регулятор, который будет иметь возможность контролировать и перепроверять операции не только эмитента ценной бумаги, но и их покупателя, чтоб они не служили способом легализации доходов, полученных преступным путем, чтоб не было отрицательного влияния на экономическую стабильность финансовых учреждений, а также для защиты прав инвесторов, что немаловажно. Исходя из этого, в целом предоставление НКЦБФР права доступа к банковской тайне, закономерно и необходимо для оперативного влияния на ситуацию.

В то же время президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что начинают не с того, и для начала нужно сделать независимой саму НКЦБФР.

- Если говорить о ЕС и США, то там к независимости регуляторов финансового рынка относятся принципиально, - рассказывает экономист. – Считается, что центробанк должен быть независим от президента и премьера, чтобы избежать влияния, а на рынке ценных бумаг и вовсе должна быть железная независимость, так как это – право собственности. Поэтому Комиссия должна иметь возможность влиять и пресекать попытки незаконных операций с ценными бумагами, которые могут привести к потере собственности на активы. И она действительно должна иметь право доступа к банковской тайне, чтобы вовремя защищать права акционеров, но при этом и сама отвечать за банковскую тайну и ее неразглашение. Но у нас это сделать сложно. И вполне может получиться, что Комиссия превратится в "рейдера", не всегда законно ведущего расследования и нарушающего закон. Для начала нужно сделать саму Комиссию действительно независимой от президента и власти.