Пролетарии всех стран, разъединяйтесь?

После британского референдума о выходе из ЕС во многих странах мира также заговорили о необходимости от кого-то куда-то отделиться. Где в мире еще готовы к разводу?

Молодежь, протестующая против выхода Британии из ЕС. Надпись на плакате: «37% - это не большинство». Именно столько людей, имеющих право голоса, высказалось за развод с ЕС. Фото: DYLAN MARTINEZ/REUTERS

Шотландия и Северная Ирландия

Британский брексит, как и предсказывали многочисленные эксперты, спровоцировал бурную негативную реакцию среди жителей Шотландии и Северной Ирландии. Теперь эти составные части Королевства хотят провести еще один референдум - но уже об их независимости от Великобритании. По словам первого министра Шотландии Никола Стерджена, такой поворот событий "весьма вероятен".

- Ясно, что шотландцы и ирландцы будут предпринимать такие попытки, - комментирует политолог Сергей Михеев, - так как у них на руках железные аргументы: Шотландия и Северная Ирландия голосовали против брексита и теперь будут искать способы, чтобы вернуться обратно в Евросоюз.

Каталонцы и баски

В семимиллионной испанской автономии Каталония есть свое правительство, парламент и свои правоохранительные органы. Официальный язык там каталонский. Казалось бы, что еще нужно? Полной независимости!

В прошлом году сепаратистов поддержали на выборах в местный парламент, а затем этот парламент проголосовал за отделение от Испании (правда, пока в виде рекомендации). Кроме каталонцев, в Испании проживает примерно два миллиона свободолюбивых басков. В своей борьбе за независимость они нередко прибегают к насилию. По оценкам специалистов, в этом конфликте уже погибло почти 1000 человек.

Но профессор Лазарь Хейфец уверен, что ни Каталония, ни Страна Басков независимость не потянут.

- В этих регионах люди давно противостоят центральной власти. Но, в отличие от Британии, Страна Басков и Каталония не собираются выходить из ЕС. Они не способны полностью решать свои проблемы. Если они покинут Испанию, но останутся в ЕС, - это менять шило на мыло. 

Техас и республика индейцев

Особенно громко лозунг "Хватит кормить Вашингтон" звучит из Техаса. Там есть организации, которые уверены, что Техас был аннексирован Штатами у Мексики в середине ХIХ века и по сей день находится под американской оккупацией.

После брексита появился даже техасский хэштег #Texit (ключевое слово в социальных сетях, по которому  подбираются новости). Кроме республики Техас, в Америке существует немало и других движений. Правда, более мелких. Например, в Калифорнии и на Аляске немало людей хотели бы жить по собственным правилам. Их желание даже вылилось в петицию - подписались несколько десятков тысяч жителей этих штатов.

А два года назад об отделении от США заявили коренные жители страны. Так называемая "индейская республика Лакота" (официально никем не признанная, но при этом требующая независимости от США) хочет включить в свой состав Северную и Южную Дакоту, Небраску, Монтану и Вайоминг.

- А что касается индейцев, то они живут в резервациях, и у них есть что-то наподобие автономии. Ну вот, к примеру, резервация под названием "Нация Навахо". Там действует своя законодательная, исполнительная и судебная власть. Это такое государство в государстве. Фактически у них и так существует особый порядок, - комментирует политолог Павел Святенков.

Воздух свободной Баварии

Германия - одно из наиболее стабильных и монолитных европейских государств. Но бацилла сепаратизма добралась и до него. О независимости задумались в Баварии. Эксперты говорят, что если эта земля отделится от ФРГ, то станет девятой по численности населения страной в ЕС, а также одной из самых влиятельных.

- Нужно понимать, что у баварцев совсем другой менталитет, - говорит историк и специалист по Германии Мария Залесская. - У них даже пословица есть: "Мы не немцы, мы баварцы". Но пока все ограничивается разговорами на кухне. Вот если общеевропейский кризис будет усиливаться и в Германию поедут все новые и новые беженцы с Ближнего Востока, протестные настроения в Баварии усилятся.

Корсика и Бретань

У французских властей основная головная боль - Корсика. Люди там хотят, чтобы корсиканский язык стал вторым официальным после французского. Звучат разговоры об автономии. Но французский премьер Манюэль Вальс отказал корсиканцам.

Есть еще один очаг недовольства. На северо-западе Франции в провинции Бретань с 1963 года действует "Фронт освобождения Бретани". Цель - создание независимого государства. Местные не ощущают себя французами, хоть и говорят на французском языке. Они причисляют себя к потомкам кельтов, а в переписях населения называют себя бретонцами.

Сардиния и Падания

В Италии бунтарские настроения царят в особо важных промышленных районах на севере страны. Там действует "Северная Лига за независимость Падании" или просто "Лига Севера" - влиятельная политическая партия, борющаяся за независимость северных провинций и создание самостоятельного государства Падания со столицей в Милане. Неспокойно и в автономной области Сардиния.

- На острове существуют четыре националистические партии, которые в случае объединения получат 30% голосов в местном парламенте, - комментирует экс-депутат Европарламента от Италии, политолог Джульетто Кьеза. - А дело все в том, что остров переполнен военными базами и полигонами, что сильно раздражает местных. Кроме того, Сардиния - это совсем другая культура. Ее отделение от Италии вполне реально.

КСТАТИ

Кто еще на выход

В Дании "на свободу" рвутся жители Фарерских островов. Звучит это, конечно, парадоксально, учитывая полную зависимость проживающих там людей от правительственных субсидий. Тем не менее несколько лет назад они даже попытались провести референдум о независимости.

Бельгия уже 200 лет стоит на грани раскола. Страна может распасться на две части - фламандскую на севере, где люди говорят по-голландски, и франкоязычную валлонскую на юге.

В румынской Трансильвании процветает венгерский сепаратизм. Доля венгров там превышает 45%, и они уже провели референдум о независимости от Бухареста.

Протестуют даже в тихой Швейцарии! Там более 30 лет ведет борьбу Фронт освобождения Юры. Эта политическая организация выступает за отделение франкоговорящих областей кантона Берн и образование независимого кантона Юра.