В Кремле любили фокусы с деньгами
- Амаяк, а Сталину ваш отец показывал фокусы?
- Нет, там была другая история - грустная. Скорее отцу показывали «фокусы».
У папы в молодости была поклонница, ее звали Маргарита - жгучая брюнетка с зелеными глазами, которая, по словам моей мамы, являлась его возлюбленной. Но она была и любовницей Берия. И когда Берия узнал, что Маргарита восхищается каким-то фокусником, надолго сослал папу в Армению. Он вернулся в Москву уже после смерти Сталина.
- Но зато при Хрущеве...
- Папу приглашали на все правительственные концерты. Однажды его «забыли», так потом пришлось срочно с мигалками везти мага в Кремль.
- Не потому ли вожди любили вашего отца, что сами были в какой-то мере фокусниками?
- Им хотелось утереть нос иностранцам. Хрущев любил фокусы с деньгами. Он всегда просил, чтобы отец подошел к американскому послу или другому иностранному гостю: мол, возьми доллары (или лиры, марки), сожги их, а потом пусть появятся наши рубли.
Отец говорил: «Может, не надо сжигать, жалко ведь, давайте я их рвать буду». И он подходил к самому носу гостя, просил дать валюту и... рвал ее в клочья. Собирал клочки и превращал в целые. А потом - в рубли, приговаривая: «А наша валюта тверже».
- А Хрущев как реагировал?
- Он пихал локтем соседа и говорил: «Молодец, Акопян, всем утер носы». Однажды на банкете Никита Сергеевич произнес тост: «Я хочу выпить за жулика международного масштаба - за Арутюна Акопяна!» Переводчик, который стоял рядом с папой, говорит: «Я не знаю, с каким подтекстом переводить». А отец и сам не мог понять, хвалит его вождь или наоборот?
Он чуть не стал министром финансов Югославии
- А Брежнев тоже любил своим гостям утирать носы?
- У папы был уникальный трюк, когда он разрывает свою именную афишу, оттуда достает каскад платков, фонтанируют карты, а потом - деньги.
Когда были иностранцы, отца всегда просили, чтобы в его волшебных руках под носом гостя появлялись купюры именно его страны. Однажды, когда отец показывал этот фокус лидеру Югославии Тито, Брежнев поворачивается к министру иностранных дел Громыко и говорит: «Давай сделаем Акопяна министром финансов». - «В СССР?» - «Нет, в Югославии, вот будет фейерверк!»
|
В 1974 году отец выступал на даче Брежнева в Барвихе. Леонид Ильич его тогда попросил: «Арутюн Амаякович, научите меня черной магии!» И рассказал, что, когда он был маленьким, фокусник в цирке снял с него кепку, насыпал в нее опилок, налил воды, разбил два яйца, поджег это все, накрыл платочком. Сдернул платок - и в кепке появились баранки.
«Вот как он это сделал?» - спрашивает Брежнев. Отец говорит: «Леонид Ильич, я написал книжку, где раскрываю секреты этого и других фокусов. Хотите, привезу ее вам?» «Привози», - говорит Брежнев.
Наутро папа поехал в ЦК, Брежнев его принял. Отец подарил ему свою книжку. Показал, как этот фокус делается.
- И генсек освоил фокусы?
- Не знаю, но в отцовских спектаклях бывал не только зрителем, но и участником. Я в 1980 году был с отцом на концерте в Барвихе. Папа брал газету, рвал ее на мелкие кусочки...
- Какую газету?
- Нет, не «Комсомольскую правду» - иностранную. Складывал, давал Леониду Ильичу. Тот проверял. И потом на глазах у всех обрывки превращались в целую газету.
...А красный флаг не сжигал
- Правда, что ваш отец на концерте случайно сжег советский флаг?
- В 1980-м в ЦК КПСС на папу пришел донос: мол, он на своих концертах сжигает красный флаг. Это была ложь, но папу вызвали в ЦК на разнос.
- Как он выпутался?
- Показал фокус! Он к Олимпиаде, которая должна была пройти в Москве, придумал трюк. Достает платок, на нем нарисована схема передвижения олимпийского огня от Афин до Кремля. Просит кого-нибудь из зрителей - в данном случае работников ЦК - взять этот платок за четыре конца. Достает из кармана свечку, зажигает ее и заносит под платок. И над платком, точно по схеме, от Афин до Москвы, бежит пламя.
- И чем закончился разнос?
- Аплодисментами!
- Были ли трюки, которые никто не может повторить?
- В моем репертуаре больше половины его трюков. У отца было много уникальных номеров. Он не жадничал - свой секрет «летающей женщины» подарил американскому коллеге Джону Бутсу.
Папа был великим манипулятором и гениальным артистом. Ведь только с одной колодой карт он мог показать 500 фокусов. Последний его бенефис прошел в 1995 году в Театре эстрады. Ему было 77 лет, а он работал сольную программу. До 1998 года он выходил на сцену. Папа умер в 2005-м на 87-м году жизни. Он был долгожителем в нашем жанре.