Польша разлюбила Украину?

На прошедшей неделе несколько раз возникало недопонимание в отношениях с нашим западным соседом. Что за этим стоит?

Пересечь польскую границу для многих стало сложнее. Фото: moto.wp.pl

Представители польской элиты ответили на письмо украинских коллег с призывом к взаимному прощению преступлений времен так называемой Волынской трагедии 1943 года, когда украинцы и поляки воевали между собой. 

"Братья украинцы, мы высоко ценим ваше письмо со столь значимыми словами "прощаем и просим прощения", где вы не избегаете ответственности за вред, причиненный полякам в сороковые годы ХХ века. Мы благодарим за Ваше письмо и просим простить грехи, совершенные нашим братьям украинцам польскими руками", - говорится в этом послании, которое подписали экс-президенты Польши Лех Валенса, Александр Квасьневский, Бронислав Коморовский и десятки политиков. 

Казалось бы - дружба и мир. Но, к сожалению, только за последний месяц в этой стране были сделаны шаги, которые никак нельзя назвать дружественными Украине. Отмена малого пограничного движение между пограничными районами Польши и Украины, запрет на въезд группы "От Винта", заявление экс-президента Польши Александра Квасьневского о том, что Украине не светит членство в НАТО. 

А действующий президент Польши Анджей Дуда вообще призывал поляков быть готовыми к борьбе за возвращение бывших польских земель, а ныне земель Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Волынской и Ровенской областей Украины. 

Председатель Объединения украинцев в Польше Петр Тыма в Фейсбуке написал об "антиукраинской истерии, которая в последнее время нагнетается в польском обществе". 

Сейчас можно назвать несколько причин происходящего. Во-первых, сейчас при власти в Польше находится право-консервативная партия "Право и справедливость", в среде которой популярны идеи восстановления Польши в довоенных границах с землями Западной Украины. То есть это польский вариант "имперского синдрома" к украинским землям, которые ранее входили в состав Польши. "Без Львова, города, который всегда был верен Польше, нет польского народа. На сегодня это очевидно, хотя современные польские политики стараются не вспоминать об этом", - заявил сенатор от "Права и справедливости" Ян Жарин. 

"В рамках правящей коалиции среди депутатов, среди руководителей медиа, среди чиновников низшего уровня также есть люди с явно антиукраинскими взглядами. В партии происходят трения, и до сих пор неизвестно, какая фракция победит", - рассказал Петр Тыма.

Также причиной роста антиукраинских отношений может быть простая боязнь поляков перед наплывом украинских трудовых мигрантов, количество которых может усилиться после либерализации визового режима с Евросоюзом. 

И третья причина, которая может лежать в основе роста антиукраинских настроений, может крыться во влиянии извне. Если такие ведущие страны Европы, как Германия, Франция и Италия, не смогли ничего противопоставить информационной антиукраинской кампании, то этого не смогла сделать и Польша.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА 

Тарас ЧОРНОВИЛ, политический эксперт:

- Антиукраинские настроения в Польше действительно растут, но значительно меньше, чем это представляют у нас. В Польше есть несколько маргинальных групп, которые строили свою политику на антиукраинских лозунгах. Они всегда были активны, но раньше их действия намного активнее пресекались польской властью.  

Что же касается правящей партии "Право и справедливость" - правые партии тем и отличаются, что живут не настоящим и будущим, а прошлым, стремлением к восстановлению того, что было раньше. Но с другой стороны, "Право и справедливость" всегда придерживалась лозунга, что без независимой Украины не может быть независимой Польши. 

Поэтому не думаю, что незначительный рост антиукраинских отношений как-то повлияет на отношения между двумя странами. 

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Если друг оказался вдруг… 

А почему мы считаем, что поляки есть (или были) нашими лучшими друзьями в Европе? Вот откуда мы это взяли?  

Ниже диалог двух сериальных героев, который в отечественном телепродукте вряд ли бы появился. В предпоследней серии сериала "Наши пани в Варшаве", ставшего в прошлом году хитом в Польше, за столом ведут беседу двое мужчин. По сюжету действие происходит в самом начале событий на Майдане. Один - украинский патриот и активист, второй - статусный и добившийся в своей стране всего польский юрист.   

Поляк: - А сколько у вас русских живет?

Украинец: - Несколько миллионов …

(П): - А русскоязычных украинцев, наверное, тоже много? 

(У): - Да. Особенно на востоке страны.

(П): -  И куда им ближе? К Европе или к России? 

(У): - А черт их знает! Если живут в Украине, то должны приспосабливаться. 

(П): - Теоретически - да, но на практике - не обязательно. Россия, по-твоему, будет спокойно на это смотреть? 

(У): - А  что? На танках приедут (смеется)? Европа не позволит!

(П): - Я бы особенно на Европу не рассчитывал.

Вот так. И наивно списывать все на несерьезность источника, мол, это все художественный вымысел, ширпотреб, сериал. Не соглашусь. Если уж поднимается в ситкоме серьезная тема - значит, это кому-то нужно. Значит, сказанное выражает мнение значительной части общества.  

В наметившемся охлаждении отношений между Украиной и Польшей следует как раз читать: "Я бы особенно на Европу не рассчитывал" - и понять: в первую очередь на Польшу. Соседнему западному государству, пожалуй, больше всех в Европе следует опасаться сотен тысяч украинских мигрантов, ищущих лучшей доли на их территории. Кого надо - сами выберут и заберут, а неконтролируемый поток переселенцев может стать проблемой для государственной стабильности. Это для нас "безвиз" - надежда, для них - угроза.