В Киеве под угрозой застройки дорогой оказалась река Почайна

Общественность просит церковь вступиться за символ Крещения Руси.

В последний день июня перед зданием Киевсовета собралось больше пяти сотен человек. Уже в девятый раз люди выходили на митинг против незаконной застройки района Оболонь, а в том числе – уничтожения исторической речки Почайной, которую на картах 18-19 веков подписывали, как Иорданская.

 

Сейчас это малая река, которая вытекает из Иорданского озера - самого южного из шести озер системы Опечень, протекает около двух километров промышленным районом и впадает в днепровский залив Волковата. Ширина речки всего 5-10 метров, а глубина - совсем незначительная. Но Почайна не всегда была такой. В 988 году она впадала в Днепр в районе современного Пешеходного моста, и к 19 веку в ней утонул не один захватчик, пытавшийся подойти к городу северной стороны.

Безусловно, Почайна вчера и теперь – это две большие разницы. Ее русло, благодаря людям, за века сильно изменилось, а после 30-тых годов прошлого века, когда было построено Северное железнодорожное полукольцо (станции Петровка, Оболонь), Почайна осталась только на Оболони и позже получила новое устье в районе днепровского залива Волковата.

Но и нынешней - малой Почайны может вскоре не стать. С апреля этого года на рассмотрении сессии Киевсовета находится проект  детального плана  южной части Оболонского района, примыкающей к рынку "Петровка" и уже упомянутой железнодорожной колее, отрезавшей когда-то Почайну от ее логического продолжения – Киевской Гавани.

Этим проектом застройки предполагается продлить улицу Вербовую, которая сейчас заканчиваются тупичком южнее рынка на Петровке, до Днепра и улицы Набережно-Рыбальской. При этом дорога пройдет прямо по водному объекту – остаткам летописной Почайны: речищу и озерцу в ее устье. Это-то и возмутило людей, вышедших отстаивать речку.

Разработчики проекта детального плана застройки говорят о том, что новая дорога очень необходима для развития столицы - после утверждения запланированного поднимутся дополнительные торговые и развлекательные центры. Они уверяют, что дорога разгрузит Московский проспект на 10-14%, создав более комфортные условия для перемещения по району.

Правда, эксперты в дорожном строительстве считают, что это не так. Наоборот, по словам Сергея Андреевича Дюжева, автора разделов Генерального плана города Киева 2002, 2020 годов, строительство такой дороги потребует установки светофора на перекрестке новой Вербовой – Набережно-Рыбальской, что нарушит непрерывность движения по магистрали от Столичного шоссе до Оболони (в народе трасса называется: Конча-Заспа – Межигорье), в которую было вложено более 800 миллионов гривен.

 

Кроме того, не понятно, зачем официальному инвестору этого проекта Детального плана застройки (имеющего отношение к ТЦ "Блокбастер", находящемуся на Оболони в границах проекта) целых две новые подъездные дороги, зажимающие в клешни остатки Почайны с севера и юга. Северная подъездная дорога тоже выходит на Набережно-Рыбальскую и утверждена решением Киевсовета - значит, законная. А вот вторая, южная – нет.

Водный Кодекс запрещает сокращать акваторию водных объектов ради строительства, строить в охраняемых землях рядом с речками и озерами что-либо, кроме гидротехнических сооружений, прокладывать линейные сооружения, кроме электро-, газосетей.

Но власть идет катком по летописной реке, не обращая внимания ни на требования законодательства, ни на историю, ни на просьбы людей.

Несмотря ни на что, дорога по реке все же входит в проект застройки Оболони. За несколько месяцев удалось добиться лишь того, что в проекте для водного объекта  указали площадь его прибрежно-защитных полос (изначально их не было, будто это и не речка вовсе), а на участке, где дорога проходила по водной глади, разработчиком проекта застройки было предложено строительство эстакады.

Митингующие придумали флеш-моб : Загорай перед Киеврадой

Казалось бы,  неплохое предложение. Если будет эстакада вместо дороги, то это позволит сохранить природные берега Почайны и зелень на них. Но положительные изменения все еще не внесены в проект в законном порядке, а эстакаду, которая будет стоить не меньше нескольких сотен миллионов гривен, придется ставить за бюджетные деньги. К сожалению, в такое верится с трудом, а потому удобный альтернативный вариант впоследствии могут отменить. Поэтому нужно простое решение. Дорога не может идти по исторической реке. Ищите другой путь.

Сейчас Почайне очень нужна поддержка всех неравнодушных. И мы надеемся, что церковь (все церковные конфессии Украины) не дадут погибнуть летописной речке, с помощью которой на наши земли были принесены христианские ценности. Скажите свое слово! В преддверие праздника Крещения Руси (28 июля) это особенно актуально.

Отец Георгий Коваленко, православий священник, общественный деятель написал на своей страницей в "Фейсбуке":

"Интересно, догадываются ли тысячи современных жителей Киева, которые ежедневно делают покупки на Петровке, в "Меtrо" и "Плазме", отдыхают в "Блокбастере", стоят в пробках на Московском проспекте и Набережно-Рыбальской, или просто живут на Оболони, что всего в нескольких десятках метров от них протекает река, в который более тысячи лет назад крестили древних киевлян.

Возможно и не узнали бы, если бы не желание общественных активистов сохранить природу и святыню от очередной попытки чиновников закатать Почайну в асфальт и трубы.

А еще хотелось бы от всех Церквей услышать публичные заявления в защиту реки Почайны, в которой произошло Крещение, а не только наблюдать за длиной и торжественностью крестных ходов и праздничных богослужений.

От государства, провозгласившего День Крещения Киевской Руси государственным праздником, и киевской власти, вместо сладких слов и пафосных речей, хотелось бы получить в подарок современникам и будущим поколениям, реальный план сохранения и обустройства исторического памятника, национальной святыни и экологической артерии большого жилого массива столицы.

Планирую на День Крещения Киевской Руси 28 июля семейную прогулку к Почайне".

КП" в Украине" обратилась за комментариями по проблеме вокруг древней реки к столичным властям (Прокопива Владимиру Владимировичу, секретарю Киеврады) . В данный момент ждем ответ от них.