В Петриковке на кисти стригут… котов

О том, сможет ли вернуть былую славу и привлечь иностранных туристов село, чья роспись претендует на символ ЕвровидениЯ-2017, узнавала "КП в Украине".

Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ.

"Официально" петриковка – роспись из диковинных цветов, птиц, животных, гроздьев калины и винограда - загремела на весь мир, получив в 2013 году статус нематериального культурного наследия, который присвоил комитет ЮНЕСКО. Родина росписи – Днепропетровщина тогда же сделала ее своим брендом, разработав соответствующий цветочный логотип области. В поселок тут же стали курсировать высокие делегации, щедро раздающие обещания, "как мы тут сейчас все раскрутим".  Но пиар петриковской росписи быстро стух, и "звучит" она время от времени только благодаря мастерам, вызывающим фурор на отечественных и зарубежных выставках.

О новом витке славы для петриковки заговорили вновь в связи с победой Украины на "Евровидении". Что, как не "петриковка", давно известная всей Европе, должно стать символом "Евровидения-2017"? Что думают об этом сами жители поселка, давшего миру невероятный, самобытный стиль живописи, и готовы ли они к "вселенской славе", мы узнавали непосредственно на месте.

С дохристианских времен до наших дней

Вопреки расхожему мнению о том, что каждый дом в Петриковке в петухах и маках, это не так. Первое здание, которое встречают гости – автостанция. Выглядит довольно прозаично: небольшой выбеленный домик, внутри – пережитки советского времени в виде деревянных скамеек и таблички "выход здесь". Только по пути в центр глаз цепляется за узнаваемый узор на бетонном заборе. Это "лента-бегунок" - калиново-цветочный фриз длиною 120 метров. Рекордную в Украине орнаментальную ленту местные мастера создали за год до признания ЮНЕСКО. Так называемая визитная карточка Днепропетровщины символизирует бесконечность жизни и движение. Жизнь в поселке есть, движение – так себе. В жаркое летнее утро людей на улице особо не встретишь.

- А правда, что в Петриковке  каждый умеет роспись рисовать? – пристаем к двум женщинам, присевшим в тенёк на лавочку.

- Тю, та канешна! – выпаливает та, что помладше. – Я у дитинстві малювала, і мама моя малювала. Тут змалечку усі малюють, ну а вже потім – хтось художніком стає, майстром, а хтось сільскими ділами займається.

- А слышали, что "петриковку" хотят сделать символом Евровидения и разрисовать все здания в селе? – продолжаем интересоваться. – А у вас, кстати, дом разрисован или нет?

- Чули, - хором отвечают женщины, а дальше продолжает уже одна. – Так це ж добре, я не протів, хай малюють, а то стоїть он все обідране. Якщо можна буде, то і я десь квітку чи цибулинку тикну. А шо? Основи ж знаю. Нє, моя хата не розписана. Але ви там далі пройдіться – найдете.

Мастеров петриковской росписи в поселке хватает. Четыре десятка из них трудятся в центре народного искусства "Петриковка", который в 1991 году был создан Заслуженным мастером народного творчества Андреем Пикушем.

Чтобы построить это двухэтажное здание в период перестройки и развала СССР, понадобилось едва ли не чудо. Но еще большее чудо мы видим в выставочном зале центра – работы именитых мастеров, на которых расцвели дивной красы цветы и фантастические птицы.

- Петриковская роспись  существовала еще в дохристианские  времена, - рассказывает Андрей Пикуш. – Изначально ею расписывали хаты и всё, что было во дворе – клуни, сараи, погребы, создавая цельный образ. Также расписывали и в хате: печь, камин. Наши предки через роспись вели диалог с природой. Главным "героем" является цветок – апогей гармонии и красоты. В конце девятнадцатого века роспись перекочевала на бумагу, рисовались так называемые "малёвки". Со временем она появилась и на домашней утвари, предметах обстановки.

По словам Пикуша, то, что у них абсолютно все – от мала до велика владеют искусством росписи, не более чем миф. Поскольку для того, чтобы стать настоящим мастером, учиться нужно не менее десяти лет.

- Это не рецепт вареников, - улыбается Андрей Андреевич. –  И за один мастер-класс постичь  и научиться всем тонкостям  невозможно.

К тому же мастерство заключается не в умении рисовать "правильно", а в индивидуальности, в собственном стиле. В этом вся суть "петриковки". Поэтому, когда сувениры с росписью поставили на промышленный конвейер, основав известную фабрику "Дружба", это нивелировало ту самую неповторимость, по которой узнавали того или иного художника петриковской росписи даже без указания авторства.

А кисточки из… кота!

Где настоящий рай для туристов – так это в зале с сувенирами. Чего здесь только нет! Шкатулки, свирели, игрушки, магниты, ложки, вазы и даже мини-бар на курьих ножках. Все в "петриковском" стиле. Андрей Пикуш отмечает, что и китайцы уже научились делать сувениры под "петриковку". Чтобы не попасть впросак и не купить дешевую подделку, нужно хотя бы немного изучить особенности узоров, ведь они наносятся не только кисточкой, а и кусочком камыша, и просто пальцами.

Кстати, о кисточках. В "петриковке" используются так называемые "кошачки" - кисточки из кошачьей шерсти. Отсюда еще один распространенный миф о том, что все коты в Петриковке ходят с остриженными подмышками. Мы детально "обследовали" пару мурчащих, встретившихся по пути и можем заверить: подмышки у них как у всех нормальных котов – волосатые.

- Небольшой пучок шерсти  состригается с области живота  или на бочках, - улыбается Андрей  Андреевич. – Только нужно обязательно  захватить подшерсток и длинные  волоски. Именно они позволяют  делать мелкие завитушки, тоненькие  мазки. Никакой другой кистью  это сделать не получится.

Художник смеется: "художественных" котов в селе хватает, на каждый двор по паре приходится. А чтоб уважить главного "поставщика" сырья для кисточек, мастера собираются поставить ему памятник. Деревянная фигурка кота уже изготовлена, осталось лишь расписать его и установить.

Пока мы ходим залами центра на первом этаже, на втором звучит иностранный говор. Представители христианской организации из Америки внимательно рассматривают картины, дуют в свирели и свистки. Пышнотелая брюнетка, набравшая полные руки расписного добра, шутливо машет нам булавой.

- О, мы только недавно  услышали о петриковской росписи, - говорит один из американцев. – Это удивительно, уникально и очень красиво!

Знают и в Европе, и в Америке

Известная мастерица "петриковки" Галина Назаренко уверяет: роспись хорошо принимают в Европе и в Канаде. Это она знает по собственному опыту, ведь уже многие годы показывает народное искусство за границей.

- Петриковская роспись  близка европейцам, поскольку они  тоже находят в ней что-то  из своего народного искусства, в Америке украинская диаспора  хорошо знает "петриковку", - рассказывает Галина. – Единственное, что меня беспокоит - как вписать ее в современное арт-пространство. Одними выставками этого не достичь, нужны перформансы, инсталляции. Оригинальная подача, одним словом.

Одним из таких оригинальных методов мастерица считает расписывание каждого здания в поселке петриковской росписью - вплоть до собачьей будки. В пример приводит польскую деревню Залипье, где дома разрисованы своим растительным орнаментом. В этом году вместе с группой таких же мастеров-энтузиастов она планирует разрисовать первые шесть-семь зданий. Безусловно, это потребует и физических, и материальных затрат. Но художница не унывает: не выйдет в этом году, возьмутся в следующем.

- Это нужно кому-то сделать, мы работаем на будущее, - уверена  мастерица. – На наше предложение  откликнулись мастера из-за границы, а также любители из столицы, где мы проводим мастер-классы.

Касательно символа Евровидения, то тут художница считает обязательным комплексный подход: это и роспись всего села, и туры для гостей, а главное - поддержка государства, принятие концепции развития. Все это может дать новый толчок для развития и популярности петриковской росписи. Но пока это все идеи, мечты и проекты, и каждый – сам по себе. Молодые, научившись азам, чаще всего уезжают и пытаются как-то самостоятельно заработать на этом искусстве.  Или не пытаются. Старшее поколение продолжает рисовать в своем центре, вкладывая душу в каждую выпущенную из-под рук вещичку и радуясь каждой копейке, полученной от немногочисленных иностранных туристов. Энтузиасты пытаются достучаться-докричаться до "больших людей", надеясь убедить, что в петриковку можно и нужно вкладывать и деньги, и силы. Большие люди не спешат.

В ТЕМУ

Учатся все, но не каждый художник

Пусть не каждая хата в Петриковке пока что расписана, однако точно в каждой имеется предмет обихода в петриковском стиле. И пусть не каждый в селе художник, но с самого детства пальчики каждого петриковца учатся рисовать ягодки и пёрышки.

- Обучать росписи мы  начинаем еще с ясельной группы, это детки двух лет, - воспитательница  детсада Ольга Бондарь, куда мы  заглянули, показывает нам специальные  альбомы для воспитанников младших, средних и старших групп.

Раз в неделю малыши постигают основы местного умения: от элементарного тыканья до мазков кистью.

- Детки очень хорошо  воспринимают роспись, им интересно, - говорит воспитательница. – Роспись  развивает и тактильные ощущения, и мелкую моторику, способствует  развитию чувства патриотизма. После  садика все девочки, как правило, продолжают обучение в художественной  школе. Мальчики – по желанию.

- Осьо я намистичко малювала петликівкою, отак пальчиком, щоб гално було, - очаровательно картавя, вводит нас в курс дела трехлетняя Ангелина, показывая свои художества перед тем, как отправиться на сонный час. – Ще я можу квіточку челвону, жовту, багато квіточок.

Садик, между прочим, одно из тех немногих зданий, которое уже разрисовано. Качели, беседки и скамеечки обвиты причудливыми узорами – где-то старались мастера, где-то сами воспитатели, которые в свое время закончили художественную школу.

КСТАТИ

... Фабрика "Дружба", славящаяся  на весь мир и являющаяся  поставщиком сувенирной продукции  на Олимпиаду-80, к сожалению, мало  чем сможет помочь в подготовке  Евровидению-2017, в случае если  "петриковку" таки утвердят символом конкурса. Предприятие не удалось сохранить, в 2006 году его признали банкротом. Местные сокрушаются: столько людей работы лишилось. Впрочем, возможно, из "петриковки" не нужно делать штампованное производство, а важно, чтоб она ощущалась в каждом здании, каждой хате поселка, сохраняя народность. И наконец-то переродилась из типичного украинского села в настоящую Петриковку.

КОМПЕТЕНТНО

Цветное на белом – "петриковка". Цветное на черном –  подражание

В зале с сувенирами притягивают внимание экспонаты богатой, тяжеловесной расцветки – пышные цветы на черном фоне. Андрей Пикуш утверждает: "петриковку" наносили яркими красками и исключительно на белом. Узоры на черном фоне были переняты из жостовской росписи, славящейся изображениями цветочных букетов на черных жестяных подносах. Именно в Жостовскую артель в 1939 году была направлена на работу выпускница первого выпуска петриковской школы декоративного рисования Вера Клименко. После войны, вернувшись в Киев, мастерица обучала навыкам декоративного искусства киевлян, и на одной из первых мирных выставок мастеров представила свои работы, выполненные на черном фоне. "Верхи" пришли в такой восторг, что незамедлительно заинтересовались родиной неповторимой росписи, самим поселком Петриковкой.