- В вашем "Ричарде III" шекспировский герой ездит на танке и стреляет из пулемета. Боюсь, противники современных концепций вас не одобрили бы.
- Когда бы ни писалась пьеса и ни снимался фильм, это всегда делается "про сейчас". Именно поэтому, мне кажется, когда мы ставим классические тексты и снимаем по ним фильмы, необходимо, чтобы они были близки сегодняшним зрителям. Мой Ромео носил джинсы, я ходил по сцене в джинсах. И мой Гамлет носил джинсы. Мне кажется, это очевидно, зритель должен понимать, что это история про них, про сейчас. У вас Шекспир идет в переводе, и в этом огромный плюс: его язык для вас современен. То же самое с постановкамиЧехова в Англии: язык Чехова для нас абсолютно современен, потому что его переводят современные переводчики.
Я вырос в британской театральной традиции. Но мы всегда ищем в классических текстах что-то про нас сегодняшних. И это меня, бесконечно вдохновляет в жизни. Когда я репетирую Шекспира или Чехова, я всегда говорю своим коллегам-артистам: представьте, что автор - Шекспир ли, Чехов ли - вышел в туалет. Он сейчас вернется и скажет: что ж вы, сволочи, делаете с моей пьесой? Поэтому, мне кажется, традиционализм не в том, чтобы каждый раз ставить одинаково, а каждый раз ставить по-разному. Мне всегда очень жалко классических танцоров балета, им приходится каждый раз извиваться в одних и тех же позах. Очень люблю танец, ненавижу балет.
- Как вам удается сделать древние вирши Шекспира живыми? Я знаю, что многие артисты, даже очень хорошие, не справляются с оригинальным шекспировским текстом.
- Шекспир писал прозой, точнее, белым стихом, где есть ритм, но нет рифмы. А ритм белого стиха Шекспира всегда одинаков. "Теперь прошла зима тревоги нашей. Мы ринемся, друзья, опять в прорыв. Ты - музыка, ты - пища для любви". А это, как известно, ритм человеческого сердца. Это ритм каждодневной человеческой речи.
- Знаменитым на весь мир вас сделал Гэндальф из "Властелина колец". Но, насколько я заметил, вы весьма иронически относитесь к этой славе.
- Я всю жизнь был действительно немножко застенчив. Но, конечно, это огромное счастье, огромная удача, когда ты можешь в любом месте мира выйти на сцену или зайти в репетиционный зал и понять, что, хотя ты не знаешь этих людей, тебя знают, ты находишься среди друзей. Спасибо за это Гэндальфу и этому бесконечно длинному фильму…
|
- Вы не раз признавались в следовании системе Станиславского.
- Я вычитал у него интересный пассаж: если не можешь "найти" персонажа - сядь перед зеркалом и примеряй все что ни попадя: накладные носы, усы, шляпы… И постепенно в зеркале, если повезет, ты увидишь своего персонажа. Именно это и произошло, когда я "искал" Гэндальфа. Два дня я провел в пробах грима и париков, пока надел ту самую шляпу и приклеил нос. Добавил блеску в глазах, и вот оно - на меня из зеркала смотрел Гэндальф!
- С кем вы только не работали на съемочной площадке или на театральной сцене. А кто ваш любимый партнер?
- Джуди Денч. Были в моей жизни прекрасные десять лет, когда каждый год мы с Джуди играли что-либо на сцене. Но самое прекрасное в Джуди, что ей даже стараться-то особенно не приходится. Она никогда не читает пьесу до того, как начать ее репетировать. Это вообще не по правилам. Режиссер говорит: можешь сыграть у меня эту роль в пьесе? Она говорит: да. Когда она играла мамашу Кураж в пьесе Брехта, она прочла первый раз в жизни эту пьесу во время первой читки. Она в конце читки повернулась к режиссеру и сказала: а говорил-то - роль хорошая… И через три дня от начала репетиций мы поняли, что она создаст из хорошей роли великую роль. Играя с Джуди на одной сцене, приходится все время бежать, когда она идет. Ей сейчас уже за 80, а энтузиазм, с которым она живет, с которым она снимается в кино, потрясает. Но ее родной дом - на сцене. Если вам когда-нибудь повезет и будет шанс увидеть ее в театре - не пожалеете.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Иэн МАККЕЛЛЕН родился 25 мая 1939 года в городке Барнли на севере Англии. С детства увлекался театром, окончил Кембриджский университет и с 1961 года профессионально играет на сцене - в Королевском Шекспировском и Национальном театрах в Лондоне, а также в Нью-Йорке. Удостоен более 40 театральных и кинематографических наград, дважды номинировался на "Оскар".
5 лучших фильмов Маккеллена:
- "Ричард III"
- "Властелин колец"
- "Люди Икс-1 - 3"
- "Код Да Винчи"
- "Мистер Холмс"