Мы тут держимся, а они нам еще жизнь усложняют

Чем запомнились украинцам каждый из пяти министров соцполитики.

Фото: uainfo.org

Очевидно, что социальная политика страны ведет нас куда-то не туда: безработица, долги по зарплатам и пенсионный возраст растут, уровень жизни, зарплаты и пенсии – падают, а социальные стандарты индексируются по минимуму. При этом соцминистры, полностью поддерживая, а иногда и инициируя политику "затягивания поясов", не внушают надежд на светлое будущее. Со дня создания Министерства социальной политики 9 декабря 2010 года у нас было всего пять социальных министров. "КП" в Украине" вспомнила, чем запомнился украинцам каждый из них.

Сергей Тигипко

Сергей Тигипко. Фото: tigipko.com 

09.12.2010 – 24.12.2012

В марте 2010 года Сергей Тигипко, будучи тогда вице-премьером, сказал буквально следующее: "Мы все сделаем, чтобы не повышать пенсионный возраст. Сейчас поднимать пенсионный возраст женщинам - это последнее, что нужно делать, и мы пока это не планируем. Но ограничить максимальный уровень пенсии 10-12 минимальными возможно. У нас есть люди, которые в 40 лет, в 38 лет выходят на пенсию. Не рановато ли?"

Прошли считанные месяцы, и Тигипко стал первым министром соцполитики, после чего повышение пенсионного возраста для женщин из "последнего дела" превратилось в "первое". На этом глубоко обоснованная и широко разрекламированная пенсионная реформа закончилась. Второй (накопительный) уровень пенсионной системы не ввели до сих пор.

Наталья Королевская

Наталья Королевская. Фото: архив КП

24.12.2012 – 24.02.2014

1000 евро заработной платы и 500 евро пенсии Наталья Королевская обещала украинцам еще в сентябре 2012-го, называя эти суммы "стандартом справедливости". Но когда она таки заняла пост социального министра, о "справедливости" было начисто забыто. Зато госпожа министерша развернула поистине титаническую борьбу с безработицей, которая на тот момент у нас по сравнению с Европой и так была невысока.

Неудивительно, что в профсоюзах кипучую деятельность Королевской называли примитивным пиаром, а саму главу ведомства обвиняли в профнепригодности. А год с хвостиком во главе социальной политики наглядно продемонстрировал: ни фонтанирование обещаниями (например, трудоустраивать по полмиллиона украинцев в год или, скажем, стимулировать бизнес платить белые зарплаты), ни демонстративная борьба "не на жизнь, а на смерть" никак не улучшила ситуацию с занятостью. Украинцы остались такими же бесправными перед произволом работодателя. Они все также терпят многомесячные задержки зарплат, получают "серые" и "черные" зарплаты, теряют работу, впадают в нищету и уезжают батрачить за рубеж.

Людмила Денисова

27.02.2014 – 02.12.2014

С "легкой руки" этого соцминистра старики Донбасса оказались перед выбором: бросить дом или умереть с голоду. Министерство соцполитики объявило: право на выплаты имеют только те, кто действительно является переселенцем из зоны АТО и реально постоянно находится в "мирных городах".

Людмила Денисова. Фото: facebook/denisovamlsp

- Сейчас возникло такое явление, как "пенсионный туризм", - поясняла тогда Денисова. - То есть люди просто выезжают, получают пенсию за пределами этого региона, а потом возвращаются, и мы не знаем, кто эти люди, почему они возвращаются в зону АТО и в каких событиях они задействованы. Если в месячный срок они не получат справку переселенца, никаких пенсий и социальных выплат не будет!

Кроме того, видимо, руководствуясь принципом, что когда корова сдохла, поправить ситуацию можно только тем, чтоб у соседа сдохло две, Денисова через СМИ упорно доказывала: пенсии в Крыму ниже, чем в остальной Украине!

Дальше – больше. В частности, на прямой линии в "КП" в Украине" в августе 2014-го министр соцполитики с легкостью поделила Украину на "запад" и "сепаратистов". Так, отвечая на вопрос, готовы ли принимать вузы студентов-переселенцев, Денисова сказала буквально следующее:

- Уже готовы. У нас расширен госзаказ, в том числе и в западных украинских вузах. Мы боремся за своих граждан Украины, к тому же если они будут учиться в западной Украине, точно сепаратистами не будут.

Павел Розенко

2.12.2014 – 14.05.2016

Павел Розенко. Фото: Архив КП

Павел Розенко – запомнился украинцам тем, что при нем треть страны оказалась не в состоянии платить за коммуналку и увязла в предложенных субсидиях как в болоте. И сколько бы эксперты ни твердили о том, что когда треть граждан страны не в состоянии оплатить текущие расходы, здесь гордиться нечем, Розенко не переубедишь. А с другой стороны, чем прикажете ему гордиться – ведь это оказалось его единственным "достижением" на посту. 

Но если всеобщее субсидирование украинцы еще как-то переварили, то бесплатный совет украинским селянам отказаться от газа обошелся имиджу министра очень дорого. Неудачное высказывание тиражировали в интернете несколько дней, насмехаясь над чиновником.

 

Андрей Рева

с 15.05.2016

Андрей Рева только начал свою деятельность на посту социального министра, а уже запомнился украинцам неординарными мыслями и яркими высказываниями.

Андрей Рева. Фото: УНИАН 

Для начала он заявил, что Пенсионный фонд – банкрот, а во всех его бедах виноваты "папередники". Как говорится, эта песня хороша – начинай сначала.

Потом высказался категорически против монетизации субсидий, сильно опасаясь, что вместо оплаты коммуналки украинские бабушки будут покупать еду и лекарства. "Вот бабушка получает 1130 грн. пенсии и 2140 грн. субсидии, - проиллюстрировал министр свою свежую мысль конкретным примером. - Теперь вопрос: она есть хочет? И вот бабушка думает: "Надо же 2140 грн. заплатить и еще 60 грн. с пенсии. Может, я 500 грн. на лекарства возьму, а со следующего месяца отдам". Но со следующего месяца – еще 500 грн., и долг у нее начинает накапливаться".

Дня не прошло, и социальный министр выдал на-гора новый перл: трудовые книжки в Украине не имеют никакого значения. Как скоро в Украине отменят этот пережиток прошлого, Рева не сказал, зато поведал: если бы это сделали, это совершенно бы не повлияло на экономическую ситуацию в Украине. Однако немало экспертов говорят, что просто взять и отменить трудовые книжки невозможно. Ведь база Пенсионного фонда существует только теоретически, а на самом деле она не централизована и работает только по регионам. К тому же отмена трудовых книжек вполне может привести к тому, что в один прекрасный день электронные базы данных настигнет вирус и вся информация попросту исчезнет.

Последний прогноз Ревы и вовсе не внушает надежд на светлое будущее. По его словам, экономическая ситуация в стране будет ухудшаться еще минимум год. И - хотя это кажется почти невозможным! - денег в кошельках украинцев будет все меньше и меньше…

 МНЕНИЕ

Директор социальных программ Центра Разумкова Людмила Шангина:

"То, что из названия министерства убрали слово "труд", очень показательно".

- Министерство социальной политики Украины было создано путем реорганизации Министерства труда и социальной политики, и то, что из названия ведомства убрали слово "труд", очень показательно. Фактически нам объявили, что министерство теперь не занимается трудом, а "раздает милостыни". Я являюсь категорическим противником такой "реорганизации", потому что для меня очевидно: основой социальной политики должны выступать занятость, труд и оплата труда. К сожалению, в Украине заработные платы неадекватны. А пока труд в стране недооценен, да еще и половина экономики находится в тени, говорить о вменяемой социальной политике не приходится. Если мы не занимаемся первичными вещами (адекватной оплатой труда), то вторичными (повышение пенсионного возраста, налогообложение пенсий и т. д.) можно заниматься сколько угодно – это ни к чему не приведет. Что мы и наблюдаем вот уже 25 лет. Европейская страна не может гордиться тем, что ее основным конкурентным преимуществом является дешевая рабочая сила.