23 апреля под стенами здания Кабинета министров, несмотря на проливной дождь и сильный ветер, собралось несколько тысяч женщин со всех регионов страны. Их целью было напомнить нынешнему премьер-министру ряд ее предвыборных обещаний.
Одно из самых важных - это переход армии на контрактную основу, обещанный еще с 1 января. Особенно тяжело семьям в небольших городах, где сын - помощник по хозяйству. Об этом говорится в открытом письме украинских матерей к Тимошенко. «Почему сегодня вы заставляете нас отправлять наших сыновей служить? Почему мы должны бояться, что наши дети не вернутся домой?» - с такими словами обратились к премьеру собравшиеся под Кабмином женщины.
Является ли череда кризисов случайностью или наследием от предыдущих правительств, которым Юлия Владимировна объясняла ряд экономических кризисов времен своего первого премьерства? Увы, нет. Так бывает всегда, когда правительство в реалиях рыночной экономики пытается действовать ручными методами.
Сегодня матери украинских семейств лучше всех могут ответить, цены на какие продукты растут в геометрической прогрессии. И знают, что не прокормят детей, если мясо и дальше будет стоить 45 гривен, десяток яиц - больше 10, а молочные продукты потянут 15 (творог) или 7 гривен (кефир).
Продуктовая инфляция - самая страшная, поскольку четко делит общество не просто на богатых, состоятельных и бедных. Ведь те, кто вынужден экономить на самых необходимых продуктах, называются по-другому - нищие. Больше всего такая «смена социального статуса» актуальна для тех, у кого расходы на питание отбирают 60% семейного бюджета и больше. Это в первую очередь семьи, где есть несколько детей.
Что же может ответить им правительство Юлии Тимошенко, как оно пытается останавливать продуктовую инфляцию? Еще в марте Кабмин подписал меморандум с руководством крупных торговых сетей Украины об ограничении торговых надбавок в розничной продаже на основные продукты питания. Но до сих пор не известно, какие продукты подешевеют, когда и насколько. И вряд ли это мероприятие завершится успехом: «У Кабмина нет ни кнута, ни пряника, чтобы заставить торговлю серьезно опустить цены на продукты, - утверждает эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. - Не совсем понятно, что выиграют торговцы от самоограничения. А что потеряют - очевидно. Поэтому кому-то надо ежедневно контролировать уровень цен в магазинах, а это вряд ли реально».
Еще один путь, используемый еще в первое премьерство Тимошенко, - задействовать Госрезерв для стабилизации цен. Вспомним те баталии, которые разыгрывались около прилавков за сахар по 3 гривны и куриное мясо - по 11. Это очень напоминало времена советского дефицита, и тем, кто не успевал отхватить «госрезервных» деликатесов, приходилось покупать то же самое, но втридорога.
Вот и все, чем может похвастаться правительство Тимошенко в своей нелегкой борьбе с инфляцией. Которая с начала года составила 9,7%, уже превысив заложенный в бюджете лимит на весь год (9,6%) и поставив правительство и парламент лицом к лицу с необходимостью пересмотра бюджета.
Кратковременный энтузиазм, вызванный первой волной выплат вкладчикам Сбербанка СССР, быстро угас. Всем стало ясно, что в сегодняшней экономической ситуации это не помощь, а подачка. Перед входом в Кабмин несколько женщин держали в руках плакат, призывающий Юлию Тимошенко прокормить ребенка на 1000 гривен.
«Нам не нужна ваша милостыня! Нам стыдно за то, что от нас хотят откупиться. Что можно купить за вашу тысячу? Раньше это были деньги, даже в январе это не было такими копейками, как сейчас», - говорится в открытом письме «народной премьерке».
Так что Тимошенко придется либо переходить от популизма к реальным действиям, либо с каждым днем все больше терять доверие украинцев.