Битая карта

Вот уже десять лет киевские власти проводят эксперимент под условным названием "социальная карта".

Фото: Ольга КРОМЧЕНКО

Эксперимент этот –бессмысленный по своей сути, как показывает практика – стоит жителям столицы немалых потерянных нервов, времени и средств. А финансовым учреждениям, которым навязывается участие в проекте,– еще и колоссальных финансовых убытков. Тем не менее, с упорством, достойным лучшего применения, столичная мэрия плодит все новые и новые модификации квази-карт. Зачем? Ответ напрашивается сам: как и большинство процессов, происходящих в нашей стране, кому-то это просто выгодно. И этот "кто-то", надо полагать, как раз и есть инициатором эксперимента.

Не зачет

Первая версия уникального по своей абсурдности и непрактичности изобретения, которое сегодня называется "Карта киевлянина" появилось еще в 2006-м году в виде "Электронного студбилета". Студентов поголовно снабжали пластиком некой системы НСМЭП, который  не воспринимался почти ничьими терминалами. Тем не менее, без него было никак: на нем были "зашиты" льготы на проезд. Информацию о льготах приходилось "поновлять" каждых полгода., для чего студентам надо было сдавать пресловутый  пластик в деканаты. А в случае утери или порчи карты ждать пару месяцев (пока карта перевыпускается и доходит до ВУЗа) ездить безо всяких  льгот. [a]

Одним словом, хлопот было столько, что многие студенты уж рады были бы отказаться от карты, да – никак. Деканаты зачастую навязывали пластик молодежи в принудительно-обязательном порядке. Мало того – через 8 лет, уже в 2014-м, Минобразования официально назвал электронный студбилет обязательным. Но – слава Богу – то ли чиновникам вскоре стало не до студенческого пластика, то ли у кого-то все же хватило ума – "обязательность" отменили. Введение повсеместного электронного "обилечивания" студентов приостановлено. Возможно, сыграл свою роль тот факт, что большинство из банков, подвязанных под проект и прежде активно эмитировавших студенческие карты, с шумом схлопнулись за минувшие полтора-два года. Так или иначе, учащаяся братия вздохнула с облегчением.

Гладко на бумаге

Чего нельзя сказать о всех прочих жителях столицы. Им вот уже семь лет активно навязывают еще один тип квази-карт – так называемую карту киевлянина. И головной боли от этого "блага" у многих людей побольше, чем у студентов.

Изначально – в 2009-2010-м -- карта задумывалась (если верить тогдашним разработчикам проекта) как строго социальная. Ее главной задачей был учет всех льготных категорий киевлян и распределения льгот.

 В свое время первый замглавы КГГА Анатолий Голубченко в интервью СМИ подробно рассказывал о грандиозной задумке властей. Ожидалось, что пластик должен стать идентификационным документом (удостоверением личности) киевлянина, средством учета персонифицированных данных граждан и льгот, им предоставляемых. Он же призван был  являться "средством реализации льгот, положенных соответствующим категориям граждан (в городском пассажирском транспорте, при оплате жилищно-коммунальных услуг, при бесплатном получении или покупке медикаментов, при получении медицинских услуг, при регистрации в льготных очередях — например, на получение средств передвижения для граждан с ограниченными возможностями или на протезирование, на сами протезы. К тому же, карточка могла, исходя из обещаний Голубченко, выступать как дисконтная -- для оплаты товаров в магазинах и супермаркетах. На нее можно было получать пенсию и адресную соцпомощь. Наконец, она выступала как флешка, на которой могла бы храниться информация о ее хозяине – часто человеке преклонного возраста или инвалиде (группа крови, медицинские препараты, вызывающие аллергические реакции, и т.п. — по желанию граждан).

Согласитесь, задумка, на первый взгляд, и впрямь грандиозная. То есть, человек, ограниченный  в средствах или в передвижении (пожилой, инвалид, многодетная мама), в одном-единственном пластике получает огромный ассортимент всех необходимых услуг и всевозможных полезных опций. И этот пластик не стоит ему ни копейки! Чем не чудо? Впрочем, киевляне давно уже с недоверием относятся к любым проявлениям "чудес" со стороны местных властей, всякий раз опасаясь подвоха, – и правильно делают.

Ключевым эмитетом этого пластикового "чуда" призван был стать муниципальный банк – "Крещатик". Он споро взялся за дело и за несколько лет снабдил картами полмиллиона человек. Казалось, жить да радоваться успешному проекту. Но киевляне очень скоро осознали, что радоваться особо нечего. Ибо их этим самым "чудесным" пластиком примитивно загнали в мышеловку. Сначала получение карт было делом исключительно добровольным. Однако однажды власти объявили: без карт льготники в метро ездить не будут. Или карту предоставляй, где тоя льгота "прошита" -- или плати, как все.

Но для того, чтобы получить пресловутую карту, надо было не раз и не два обить пороги собеса. А если ты ее терял – вообще кошмар начинался. Восстановление занимало недели, а подчас даже месяцы. И все это время больные или пожилые люди (и уж во всяком случае – не богатые) вынуждены были  ездить "как все", не иметь возможность получить пенсию или воспользоваться льготными условиями при покупке лекарств.

Валидол со скидкой

К слову, о лекарствах и не только о них. Как оказалось на практике, многочисленные опции, обещанные изобретателями "чуда", не смогли работать. Так, партнером проекта среди ритейла стал лишь один продуктовый супермаркет, среди медицинских учреждений – тоже лишь одно. А набор лекарств с "70% скидкой", проанонсированной на сайте "Карты киевлянина", поражает своей скудностью: рассчитывать на хорошую скидку можно разве что, если заглянул в аптеку за копеечными анальгином, валидолом, зеленкой или активированным углем. Препараты чуть подороже в теории можно было  приобрести с 25% скидкой. Все лекарства – отечественные генерики. Импортные бренды в проекте не участвовали и не участвуют.

В общем, городским властям так и не удалось вызвать восторга у киевлян. Зато сами они явно пришли в восторг от своего изобретения и продолжали его модифицировать и унифицировать. В прошлом году было объявлено, что карта меняет свое предназначение и превращается из узкосоциальной  в универсальную карту киевлянина, которая может быть весьма полезна всякому человеку, кто – говоря словами советника Киевского городского головы Дмитрия Турчака -- работает в столице и платит здесь налоги. То есть, изобретателям пластика потребовался более широкий рынок. На тот момент было эмитировано уже около 00 тыс. карт. А в марте этого года киевская инициатива уже зазвучала на государственном уровне.

Постановлением № 167 от 14.03.2016 Кабинет Министров поручил “Ощадбанку” выпускать “карты городян” переселенцам из зоны АТО. Принялся ли госбанк выполнять это поручение? Сказать сложно. Хотя бы потому, что руководство Кабмина с того момента успело смениться. Ушел и глава Кабинета, который, как говорят, пребывает в теплых дружеских отношениях с главой "Ощадбанка" еще со школьной скамьи.

Кроме того, сама репутация "киевского пластика" за последние пару месяцев очень подпортилась -- скоропостижным обрушением муниципального банка "Крещатик". В результате карт, им эмитированные, оказались финансово недееспособными. Ну, то есть, их можно использовать как "носителей" льгот на транспорте или для покупок с дисконтом. Но вот забрать пенсию, пришедшую на карту,-- увы. Так замороженными оказались десятки миллионов пенсий и материальной адресной помощи.

На руинах "Крещатика"

По словам исполнительного директора ООО "Универсальные информационные технологии" ("УнИТ") Евгения Лисняка (а именно это предприятие выступает разработчиком и инвестором проекта "Карта киевлянина"), для того, чтобы восстановить карту, выпущенную "Крещатиком", ее нужно перевыпустить в "Ощадбанке", котрый на сегодняшний день уже успели эмитировать почти 100 тыс. таких карточек..

Все бы ничего. Только деньги-то, "замороженные" в "Крещатике", все равно уже людям не вернуться. Даже по программе Фонда гарантирования вкладов. Так как Фонд возвращает в первую очередь депозиты, а пенсии и соцпомощь шли на текущие счета киевлян.  

И да – а не постигнет ли в ближайшее время "Ощадбанк" судьба "Крещитка"? Его тоже все считали непотопляемым в силу его специфики – все-таки муниципальный банк. Не сложилось. Стоит заметить, что дела в "Крещатике" стали трещать по швам еще в прошлом году (как раз в период его оголтелого выпуска киевского пластика, который как раз был переориентирован на всех киевлян).

По итогам первых трех кварталов убыток банка составил 159,1 млн грн. За четвертый квартал потери увеличились сразу на 1 млрд грн. Нацбанк по итогам своего стресс-тестирования утвердил пошаговую программу капитализации банка: до 1 мая 2016 года нужно было увеличить капитал "Хрещатика" на 600 млн грн, до 1 октября 2016 года - на 400 млн грн, до 1 июня 2017 года - на 250 млн грн. Не успели.

Теперь можно глянуть и на ситуацию в "Ощадбанке": по итогам все тех же трех кварталов 2015-го года  банк показал убыток 5,4 млрд грн. И сейчас он активно эмитирует социальные карты.

По мнению экспертов рынка пластиковых карт, стоимость подобных продуктов достаточно высока – около 200 грн за единицу. А поскольку они выдаются большей частью бесплатно и при этом – массовым тиражом, эта практика весьма убыточна для любого финучреждения.

Спрашивается: зачем тогда кому-то понадобилось столь упорно внедрять пресловутый пластик, от которого одна головная боль, расходы и банкротства? А. может, и впрямь, все просто: киевские чиновники десять лет назад изобрели прекрасный инструмент контроля за финансовым потоком горожан и – рецепт безболезненного, но весьма нешуточного обогащения посредством. Все понятно. Непонятно другое: с какой стати мы все это терпим?