Инициативы для народа: налог на бензин и нулевая декларация

Мы собрали самые резонансные предложения депутатов и чиновников, которые уже в ближайшее время могут быть приняты парламентом.

За счет нового налога на бензин хотят создать резервный фонд топлива. Фото: Татьяна Черникова

Бензин подорожает еще больше

На этот раз будут виноваты не растущие цены на нефть, а новый налог, который повысит стоимость литра бензина на 40 копеек. Нет, эти деньги пойдут не на строительство дорог, а на то, чтобы заполнить топливом "закрома родины".

Государственное агентство резерва Украины создало специальную комиссию, которая рассмотрит введение нового налога - 40 копеек с одного литра топлива.

- Речь идет о том, что в любой стране, в частности ЕС, на который мы ориентируемся, работает директива, которая предписывает создать стратегический запас нефти и нефтепродуктов, - пояснил директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. - Его должно хватать на 90 дней полного потребления страны. Исходят из чего? Вдруг какая-то форс-мажорная ситуация, страна должна обеспечить себя на 90 дней топливом. И вопрос в том, за какой счет его создавать, кто должен этим заниматься? Я понимаю, что в Украине его собираются создавать за счет потребителей.

По словам эксперта, всегда есть вероятность того, что налог введут, а деньги пойдут на какие-то другие статьи бюджета.

Вернут техосмотр и усложнят установку газа на авто

То, что в ближайшие годы вернут техосмотр, ни для кого не секрет. Украина взяла на себя такое обязательство перед ЕС. Практически все категории транспортных средств должны будут проходить технический осмотр каждые 2 года. А новые автомобили - через 4 года после даты первой регистрации.

Проводить их будут специальные пункты технического контроля. Но, по словам гендиректора ВААИД Олега Назаренко, 60-65% старых иномарок в Украине этот осмотр не пройдут. Их нужно будет либо приводить в соответствие с нормами Евро, либо проходить ТО за взятку. 

Еще одна неожиданность этого законопроекта заключается в том, что автолюбителям хотят усложнить установку газа на авто. Сейчас эту процедуру разрешено производить после согласования такой операции с производителем ТС или с уполномоченным Кабмином органом. В новой же редакции слово "или" исключено, а в такой трактовке каждое переоборудование следует производить после согласования и с производителем ТС, и с уполномоченным органом. 

- Зачем надо обращаться в центральный офис автопроизводителя за получением разрешения на установку ГБО? - недоумевает Олег Назаренко. - Чиновники не понимают, что обращение обычного украинца автозавод просто проигнорирует или откажет! У каждого автозавода в Украине есть свое уполномоченное представительство - автоимпортер, и оно может само дать такое разрешение. 

В связи с этим эксперт назвал законопроект сырым и требующим существенной доработки.

Легализовать доходы за 3% "отступных"

Однако, пожалуй, самый неприятный сюрприз может ожидать украинцев в случае принятия так называемой нулевой декларации. Законопроект предлагает легализовать доходы, с которых не уплачены налоги. Для этого нужно будет подать декларацию доходов, имущества и финансового состояния украинских граждан, в частности, задекларировать активы нужно, если их общий объем превышает сумму в 1 млн гривен. При этом в правительстве обещают легализовать доходы после уплаты 3% с их общего объема. Если же отказаться, то потом придется платить 30%.

Однако тут могут пострадать те, кто в свое время перевел деньги в валюту и держит их "под матрасом".

- Представьте, что человек заработал и задекларировал в 2008 году 500 тыс. грн., - говорит финансовый аналитик Эрик Найман. - В этом же году он купил на них 100 тыс. долл. по тогдашнему курсу 5 грн./долл. В 2017 году идет покупать квартиру по курсу будущего года, например 25 грн./долл. То есть его расходы составят 2,5 млн грн. Автоматически возникает налоговое обязательство - заплатить 30% или 600 тыс. грн. с разницы в 2 млн грн. Чтоб этого избежать - придется участвовать в налоговой амнистии и заплатить 3% (60 тыс. грн.). Таким образом, даже те, кто заработал свои деньги абсолютно легально и с уплатой всех необходимых налогов, будет вынужден заплатить налог еще раз. Но теперь это будет уже налог не с доходов, а со сбережений. В противном случае он рискует "попасть" на драконовские 30%.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Льготы заменят деньгами

Ну и наконец, еще одна инициатива прозвучала на днях от министра соцполитики Андрея Ревы. Он предложил провести монетизацию льгот.

- Возьмем льготы на проезд, - говорит Андрей Рева. - В Киеве общественный транспорт просто разбит. Потому что льготы мы людям дали, а заплатить за них поставщикам услуг забыли. Или другой эпизод. Льготник, скажем, чернобылец, имеет право на бесплатный проезд, в большом городе может пользоваться им ежедневно. А житель отдаленного села - может раз в год, когда решит посетить родственников в Украине. Поэтому, считаю, справедливо будет вместо условной льготы предоставить людям равные им суммы денег. А на что они их в конце концов потратят - на продукты, лекарства или отдых, решат сами. Да, будет немало недовольных, которые найдут к чему придраться. Но уверен: когда это сделаем, транспорт начнет развиваться и люди это увидят и почувствуют.