5 уловок, позволяющих продавцам обмануть покупателей в кризис

Зная законы, можно обернуть эти подвохи себе на пользу и сэкономить семейный бюджет.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

В непростой экономической ситуации, когда доходы падают, а цены растут, каждый выживает как может. В торговых сетях и общепите растет количество нарушений: продавцы, не желая терять прибыль, придумывают новые уловки и активнее используют давно известные способы "нагреть" клиентов. 

Где нас сейчас чаще всего ожидают подвохи и как "подстелить соломку", чтобы отстоять свои интересы без лишних трат времени и нервов? В ответах на эти вопросы "КП" в Украине" помог разобраться юрист Андрей ВИГИРИНСКИЙ. 

1. Ценовая чехарда 

На днях покупала помидоры в одном из столичных супермаркетов. Кладу свой пакет на весы для самообслуживания, выезжает наклейка с ценой, и - вот сюрприз! - судя по этому клочку бумаги, килограмм помидоров стоит вовсе не 34 грн., как указывает табличка на лотке, а почти 47! Продавец-консультант, не моргнув глазом, поясняет: в программу весов забита правильная, актуальная цена, именно ее и пробьют на кассе. А на лотке - устаревший ценник, который не успели поменять.

Похожей историей из собственной практики наверняка может поделиться каждый. Вот еще несколько типичных уловок с ценниками:

  1. На кассе пробивают неожиданную сумму с аргументом: наклейка на товаре перепутана, это ценник от другой модели.
  2. На табличке с ценой указан один товар, а висит она аккурат над другим. Например, на ценнике - "Полотенце кухонное, 20 грн.", а оказывается, что оно вовсе не кухонное и стоит втрое дороже.
  3. В чеке оказывается более высокая сумма, поскольку на ценнике и товаре - разные штрихкоды. 

Что делать:

2. Акции и скидки: было-было, но прошло… 

"Так акция еще вчера закончилась, просто табличку убрать не успели!" - кассир, пробивший вам в чеке более высокую цену, буквально полон праведного гнева. И, вполне возможно, что услышав ваши пререкания на кассе, расторопный сотрудник торгового зала тут же побежит убирать завлекательный плакат или срывать яркую наклейку с упоминанием бонусов. Мол, забудьте, вам это приснилось! 

Что делать:

3. Доплата в интернете за "колебания"

"Мы заказали шкаф-купе в интернет-магазине, сразу заплатили 15 тыс. грн., но вскоре нам сообщили, что нужно доплатить еще 1 тыс. грн. Объяснили тем, что из-за колебаний валютного курса мебель немного подорожала", - жалуется знакомый. 

Действительно, практика показывает: в кризисные времена, когда курс скачет то в одну, то в другую сторону, а исполнение заказов длится неделями, немало покупателей сталкиваются с требованием доплаты. 

Что делать:

4. "Я не съел, я понадкусывал!" 

Нередко бывает так, что покупатель успел частично использовать товар - начать есть продукт, надеть туфли и т.д. - и лишь потом обнаружил дефект или брак. Но что делать, если только после разделки мяса вы ощутили острый химический запах? Или, скажем, только дойдя в туфлях до работы, вы обнаружили, что верх отходит от подошвы? Очень часто продавец если и соглашается вернуть деньги, то не полностью, ссылаясь на то, что вы уже воспользовались товаром. 

Что делать:

5. Сказка о потерянном ингредиенте 

После трехкратной девальвации гривны владельцы ресторанов из кожи вон лезут, дабы не растерять последних клиентов. Самый очевидный и распространенный прием: чтобы резко не поднимать цены, используют в блюдах более дешевые ингредиенты. При этом если одни рестораторы указывают в меню обновленный состав, то другие "забывают" сообщить о новой рецептуре. По словам знакомой, как-то они с подругой заказали в ресторане салат с авокадо, однако даже при самом пристальном рассмотрении обнаружить его среди многих других ингредиентов в тарелке не удалось. Администратор объяснила: авокадо в составе этого салата действительно уже нет, а меню не успели поправить. В итоге клиенткам удалось сбить сумму счета на 20%. 

Что делать:

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если вас "отшивают"

Если по вашей просьбе отказываются приглашать менеджера магазина, найдите в торговой точке "Уголок потребителя". Это информационный стенд с контактами контролирующих организаций, а также телефонами руководителей и управляющих торговых сетей. Смело звоните - обычно это быстро позволяет решить проблему.

Кроме того, не лишним будет оставить свою претензию в Жалобной книге, которая находится на этом же стенде, чаще всего в специальном кармашке.