Для 83-летнего Анджея Вайды прошлая неделя, проведенная в нашей стране, наверное, стала самой важной в жизни. Он впервые побывал на могиле погибшего отца в Харькове и показал Украине свой новый фильм «Катынь», посвященный трагедии тысяч польских офицеров, расстрелянных сотрудниками НКВД. Режиссер на два дня остановился в Киеве, где встречался с интеллигенцией столицы. Беседа с режиссером состоялась после пресс-показа ленты в «Кинопалаце».
«Мать до последнего не верила, что отец погиб»
- Пан Анджей, почему на склоне лет вы решились снять такой сложный фильм?
- Для меня это личная исповедь, где рассказана история моей семьи. Мой отец, польский офицер, Якуб Вайда был убит под Катынью. И я помню мать, которая до последнего дня верила в его возвращение (она умерла в 1950 году). Ее веру не сломило и то, что в 1943-м были открыты массовые захоронения польских офицеров и напечатаны списки всех погибших. Но в этих документах рядом с фамилией Вайда стояло другое имя. Вот мама и верила, что отец спасся. Она искала его через Красный Крест, другие организации.
- А как вы узнали, что ваш отец погиб под Харьковом?
- Мы разыскали документы, где сказано, что он попал в плен. Потом его с сослуживцами поселили под Старобельском в бывшем женском монастыре. А после получения приказа НКВД всех их перевезли в Харьков и расстреляли. Тела закопали в Пятихатках. И только в начале девяностых были обнародованы подлинные документы об этих событиях. Отца идентифицировали благодаря жетону с фамилией: такие обязательно выдавали польским военным.
- Почему раньше вы не побывали на могиле отца?
- Я дал себе слово, что приеду сюда только после создания фильма о его гибели.
«Правду мы знали всегда»
- В прессе появилась информация, что фильм запрещен в России...
- Нет, там премьера состоялась параллельно с украинской - 18 апреля, в Москве. И произошло неожиданное: после сеанса в порыве эмоций кто-то прямо в зале призвал зрителей встать, чтобы минутой молчания почтить память польских офицеров. И все 450 россиян это сделали.
- В картине все, кто не хочет мириться с ложью о Катыни, погибают. Насколько эта тема была запретной в социалистической Польше?
- Правду об убийцах из НКВД все у нас знали еще с 1939 года. С 1943-го добавилась немецкая пропаганда - гитлеровцы первыми обнаружили захоронения под Катынью и хотели это использовать для нагнетания ненависти к русским. В фильме я показал и архивные кадры хроники, и рассказ о том, как родственники получали личные вещи погибших. Так что фактически мы знали правду всегда. Другое дело, что утверждала официальная точка зрения. Но ей никто не верил.
- Как попали в картину украинские актеры Олег Драч, Олег Савкин, Сергей Гармаш?
- Я попросил актерское агентство подыскать исполнителей на роли энкавэдистов, и мне предложили ваших артистов. Я восхищен их актерским мастерством! Они играли так, что мне не надо было ничего им подсказывать. Видимо, создавали образы, пользуясь своим ментальным чутьем. А ту сцену, где герой Сергея Гармаша разговаривает с чекистом, исполнители тоже придумали сами.
СПРАВКА «КП»
Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в Сувалках (Польша). Окончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы. Его дебютный фильм «Поколение» стал началом «польской школы кино». Обладатель премий «Оскар», «Сезар», «Феликс». Почетный доктор Вашингтонского и Ягеллонского университетов. Женат на известной польской актрисе Кристине Захватович.
5 лучших фильмов Анджея Вайды
- «Пан Тадеуш»,
- «Барышни с Вилково»,
- «Канал»,
- «Пепел и алмаз»,
- «Человек из мрамора».
Редакция «КП» благодарит Польский Институт за помощь в подготовке материала.